Бездействие налогоплательщика в отношениях с налоговым органом в ходе налоговой проверки расценено как достаточное основание для проведения выемкиВ рамках выездной проверки налоговый орган произвел выемку документов и предметов, обнаруженных в ходе осмотра офисного помещения, используемого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа в ходе проведения выемки документов и предметов незаконными.
Помимо ссылки на наличие со стороны налогового органа процедурных нарушений при проведении выемки он также указывал на то, что сотрудники налогового органа при вынесении постановления о производстве выемки не обосновали необходимость проведения данного мероприятия. В данном случае отсутствовала угроза уничтожения, сокрытия, изменения или замены оригиналов документов, и, соответственно, отсутствовала необходимость их изъятия.
Суды отклонили этот довод и в целом рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
В соответствии с положениями ст. 31, ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан предоставить сотрудникам налогового органа, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов в проверяемом периоде. Налогоплательщик был ознакомлен с указанными положениями НК РФ уведомлением. Однако, возможность ознакомиться с оригиналами документов должностные лица проверяемого налогоплательщика фактически налоговому органу не предоставили.
В адрес налогоплательщика было направлено уведомление о вызове его представителей в Инспекцию. В назначенный день представители не явились без какого-либо объяснения причин.
Налоговый орган связался с представителями налогоплательщика по номеру телефона, указанному в налоговых декларациях в качестве контактного. В ходе телефонного разговора секретарь налогоплательщика отказался передать другим работникам информацию о необходимости связаться с проверяющими и предоставить возможность ознакомления с оригиналами документов.
Самостоятельно представители налогоплательщика с даты открытия проверки (28.10.2021) до даты проведения выемки (17.03.2022) не связались с налоговым органом и не обеспечили возможность ознакомления с оригиналами документов.
При таких обстоятельствах является верным довод налогового органа о том, бездействие представителей налогоплательщика является достаточным основанием полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
(постановление АС Московского округа от 24.07.2023 по делу № А40-146854/2022 ООО "Прайдекс Констракшн")ОЦЕНКА TAXOLOGYДанное дело демонстрирует интересный подход к ответу на вопрос о том, что же является тем самым «достаточным основанием полагать», что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (для целей проведения выемки).
Судебные акты по делам с т.н. «поведенческим элементом», в которых исход дела в немалой степени зависит именно от оценки поведения налогоплательщика и/или налогового органа в их взаимодействии в конкретной ситуации, встречаются достаточно часто. Но, как правило, они касаются других ситуаций, например, когда налогоплательщик осознает, что не исполнит в срок требование налогового органа о представлении документов из-за их большого количества, но бездействует, не уведомляя налоговый орган о невозможности исполнения и/или не ходатайствуя о продлении срока, и это бездействие затем учитывается судами в спорах о привлечении к налоговой ответственности.
Настоящий же спорный эпизод на этом фоне является достаточно редким, однако он вполне вписывается в общую тенденцию рассмотрения споров с «поведенческим элементом», когда бездействие налогоплательщика, как правило, в итоге срабатывает против него самого.
Суд признал, что неполучение налогоплательщиком по техническим причинам решения о проведении выездной проверки не является основанием для признания его недействительным19.11.2021 налоговый орган принял решение о проведении в отношении налогоплательщика выездной проверки по всем налогам за 2018-2020 гг. Налогоплательщик оспорил это решение, поскольку, по его мнению, оно фактически принято налоговым органом не 19.11.2021, а в апреле 2022г., когда налогоплательщик уже сменил место налогового учета.
При этом налогоплательщик сослался на письмо оператора электронного документооборота от 26.04.2022, в котором указано, что в период с 19.11.2021 по 30.11.2021 на сервер оператора документооборота не поступало документов, направленных налоговым органом в адрес налогоплательщика.
Между тем, при рассмотрении спора в суде выяснилось, что из ответа оператора следует, что непоступление документов связано с ошибкой обработки следующего содержания «Срок действия сертификата ЭП истек или сертификат ЭП был отозван».
Поскольку в ответе оператора не указано, кому именно принадлежит сертификат ЭП (электронной подписи), у которого истек срок действия, суд предложил сторонам представить сведения об ЭП ответственных лиц.
В итоге выяснилось, что ЭП работника налогового органа, подписавшего решение от 19.11.2021, являлась действующей в период с 24.03.2021 по 24.03.2022. Срок же действия ЭП директора руководителя налогоплательщика истек 11.11.2021. Следовательно, как указал суд, решение о проведении выездной налоговой проверки от 19.11.2021 не было доставлено налогоплательщику по причине истечения у его руководителя срока действия ЭП.
При этом суд отклонил довод налогоплательщика о том, что датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику решения, указав, что проверяемый налоговый период налоговым законодательством не ставится в зависимость от даты получения налогоплательщиком решения о проведении выездной налоговой проверки или от даты фактического начала ее проведения.
(постановление АС Поволжского округа от 03.08.2023 по делу № А65-15016/2022 ООО "Лерус")