Суд признал неправомерным истребование неограниченного круга документов в рамках камеральной проверки декларации по НДСНалогоплательщик 22.10.2021 представил в налоговый орган декларацию по НДС за III квартал 2021 г. с суммой НДС к возмещению. В период с 22.10.2021 по 22.12.2021 налоговый орган провел ее камеральную налоговую проверку, по результатам которой принято решение от 29.12.2021 о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
При этом налоговый орган требованиями от 16.12.2021, от 17.12.2021 запросил у налогоплательщика документы в рамках камеральной проверки этой декларации. Часть документов налогоплательщик не представил и был привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности, и суды рассмотрели спор в его пользу, приняв во внимание следующее.
Запрошенные в оспариваемых требованиях документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок, и не являются основанием для формирования налоговых вычетов. Поскольку проверяющие лица при проведении указанной проверки должны руководствоваться нормами п. 8 ст. 88 НК РФ, ими могут быть истребованы только документы, подтверждающие вычеты, отраженные в книге покупок. Представленные документы вполне достаточны для проведения камеральной проверки, налоговым органом в ходе проверки какие-либо противоречия в представленных документах, нарушения, недостатки не выявлены.
Кроме того, спорные требования направлены 22.12.2021 после окончания проверки, срок проведения которой не продлен, следовательно, правовых оснований для выводов о том, что запрашиваемые документы связаны с проведением камеральной проверки, в том числе в порядке п. 8.1 ст. 88 НК РФ, не имеется. К моменту истечения срока исполнения требования (24.01.2022) и получения самого требования (10.01.2022) у налогоплательщика отсутствовала обязанность по предоставлению дополнительных документов с целью проведения камеральной проверки по представленной декларации по НДС. После получения ответа налогоплательщика налоговый орган не указал и не разъяснил ему необходимость предоставления истребованных документов для иных целей, срок предоставления документов не изменил, новое требование не направил. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины налогоплательщика в совершении вмененного правонарушения.
Суды не приняли доводы налогового органа о том, что: 1) для подтверждения правомерности заявленных вычетов налоговому органу необходимо в совокупности проанализировать как документы, относящиеся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, так и документы, относящиеся к вычетам, отраженные в книге покупок. 2) В силу действующего законодательства налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, и непредставление таких документов является основанием для привлечения к налоговой ответственности.
(постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.06.2023 по делу № А53-20390/2022 ООО "Лукойл-Ростовэнерго")ОЦЕНКА TAXOLOGYОдно из немногочисленных рассмотренных в пользу налогоплательщика дел по спорам о правомерности истребования документов в рамках налогового контроля напоминает в первую очередь о том, что истребование документов в рамках именно камеральной проверки имеет свою специфику, сводящуюся к некоторому ограничению полномочий налогового органа по такому истребованию и приоритету специальных норм ст. 88 НК РФ над общей нормой ст. 93 НК РФ. Кроме того, суды напомнили о таком общем требовании к предоставляемым документам как их достаточность для проведения налогового контроля, а также обратили внимание и указали в судебных актах на то, что документы фактически не связаны с осуществлением налоговой инспекцией налогового контроля, так как решение по результатам камеральной проверки принято до получения налогоплательщиком спорных требований и истечения срока исполнения требования.
Суд признал правомерным отказ налогового органа в принятии налоговой декларации на машинном носителе (оптическом диске)Налогоплательщик представил в налоговый орган на съемном носителе информации (диске CD-R/CD-RW) налоговую декларацию по налогу на прибыль. Налоговый орган отказал в принятии данной налоговой декларации по причине несоответствия способа ее представления.
Налогоплательщик оспорил в суде отказ в приеме декларации, но суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
Действующим налоговым законодательством не предусмотрен способ представления налоговой отчетности в электронном виде (файлах), сформированной на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации.
Таким образом, действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа принять налоговую отчетность от налогоплательщика на съемном машинном носителе информации.
Основания для отказа в приеме налоговой декларации указаны в п. 19 Административного регламента по приему налоговых деклараций (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). В частности, согласно подп. 3 п. 19 Административного регламента таким основанием является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).
Принимая во внимание отсутствие в действующем налоговом законодательстве положений, обязывающих налоговый орган принять от налогоплательщика налоговую декларацию, представленную в электронном виде на машинном носителе, учтя наличие у налогоплательщика права представить спорную налоговую декларацию на бумажном носителе лично или через представителя, а также в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, действия налогового органа по отказу в принятии налоговой декларации соответствуют п. 4 ст. 80 НК РФ и п. 19 Административного регламента, следовательно, являются законным и не нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
(постановление АС Северо-Западного округа от 25.05.2023 по делу № А56-97424/2022 ФКУ "УФО МО РФ по ЗВО")При указании в платежном поручении счета Федерального казначейства иного региона обязанность по уплате НДФЛ в бюджет надлежащего региона считается неисполненнойУ налогоплательщика имелась головная организация в одном регионе и обособленное подразделение (ОП) - в другом. 22.07.2021 он уплатил всю сумму НДФЛ (и по головной организации, и по ОП) по сроку 02.08.2021 в налоговый орган по месту нахождения головной организации с указанием ОКТМО данного налогового органа. И лишь спустя 3 месяца в целях приведения расчетов по НДФЛ с налоговым органом по месту нахождения ОП в соответствие с налоговой отчетностью 6-НДФЛ, относящаяся к ОП сумма НДФЛ была перечислена в налоговый орган по месту нахождения ОП.
В такой ситуации налоговый орган счел, что имеются основания для привлечения налогоплательщика как налогового агента к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ в связи с непоступлением в срок оплаты налога в ИФНС по месту нахождения ОП, поскольку налогоплательщик имел обязанность оплачивать указанные суммы в разные налоговые органы (разные регионы) и, зная о том, что он имеет разные подразделения, именно он указал определенные реквизиты, куда производит оплаты, поэтому налоговый орган правомерно отнес данный платеж согласно его реквизитам.
По мнению налогоплательщика, наличие переплаты по НДФЛ в одном бюджете исключает наличие задолженности по указанному налогу в бюджет другого региона. Поскольку в целом суммы налога поступили в бюджетную систему РФ, из смысла ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным в полном объеме, то есть у налогоплательщика отсутствовала задолженность по налогу. В обоснование своей правовой позиции он ссылался на Постановление Президиума ВАС РФ
от 23.07.2013 № 784/13 по делу №
А06-9384/2011.
Суды отклонили доводы налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Каждый субъект РФ имеет самостоятельный счет федерального казначейства. Уплачивая НДФЛ в бюджет одного региона, налогоплательщик в платежном поручении указывал счет Федерального казначейства другого региона, в связи с чем, денежные средства поступили в бюджет региона по месту нахождения головной организации. При таких обстоятельствах (указание в платежном поручении счета Федерального казначейства иного региона) суд приходит к выводу, что обязанность по уплате НДФЛ в бюджет надлежащего региона (по месту нахождения ОП) считается неисполненной.
Суд первой инстанции при этом отметил, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13, применима к случаю, когда счет Федерального казначейства указан налогоплательщиком правильно.
(постановление АС Поволжского округа от 07.06.2023 по делу № А12-13216/2022 ООО "АКП "Бизнес решения")