Дайджест № 259

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 259
отмечаем интересные дела:
1)
При переквалификации процентов в дивиденды по правилам «тонкой капитализации» расчет переквалифицированного вклада в капитал для целей СИДН должен учитывать изменение курса валюты займа
2)
Очередное напоминание о том, что получение обеспечительной меры арбитражного суда в налоговом споре не препятствует налоговому органу направить материалы проверки в правоохранительные органы
3)
Снова спор о природе лизинговых платежей: суд согласился с тем, что они являются платой за приобретение основного средства и при переходе на УСН необходимо восстановить НДС с таких платежей
4)
Редкий положительный пример спора о правомерности привлечения ИП-управляющего вместо ЕИО
И многое другое...
Международное налогообложение
При переквалификации заемных процентов в дивиденды сумма займа, предоставленного иностранной организацией, рассматривается в качестве вклада в капитал заемщика

Налогоплательщик выплатил иностранной компании (Швейцария) проценты по договору займа. По итогам проверки налоговый орган сделал вывод о том, что выплаченные займодавцу проценты подлежат переквалификации в дивиденды, и налогоплательщик как налоговый агент обязан был удержать при их выплате и перечислить налог с доходов, выплаченных иностранной организации.

Спорным моментом здесь стало определение налоговой ставки, по которой должен облагаться данный доход. По мнению налогового органа, спорный доход облагается по ставке 15%. Оснований для применения 5%-ной ставки налога для налогоплательщика, предусмотренной пп. «а» п. 2 ст. 10 СИДН между РФ и Швейцарией (Швейцарской конфедерацией) от 15.11.1995, не имеется, так как иностранный капитал (величина вклада в уставный капитал) на момент начисления дивидендов не превышает 200 000 швейцарских франков.

Налоговый орган исходил из того, что курс швейцарского франка по состоянию на дату первоначального фактического осуществления инвестиций (26.12.2015) составлял 71,1081 руб., соответственно, сумма в 200 000 швейцарских франков составляла – 14 221 620 руб. (200 000*71,1081), которая не подлежит ежегодному перерасчету в связи с колебаниями биржевого или валютного курсов на дату выплаты дивидендов. Соответственно, доля иностранной организации в капитале налогоплательщика составляла в рублевом эквиваленте - 10 000 000 руб., что меньше 200 000 швейцарских франков (в рублевом эквиваленте - 14 221 620 руб.).

Суд не согласился с определением размера доли в капитале и рассмотрел спорный эпизод в пользу налогоплательщика исходя из следующего.

Сама налоговый орган при применении положений ст. 269 НК РФ исходил из того, что полученные от иностранной компании займы необходимо рассматривать в качестве вклада в капитал налогоплательщика. Именно в этой связи проценты, выплаченные по данным займам, приравниваются в целях налогообложения прибыли к дивидендам.

Как указано в п. 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, определяя выплачиваемые обществом суммы в качестве дивидендов в результате их переквалификации из процентов, основанной на положениях п. 4 ст. 269 НК РФ, и будучи последовательным в определении действительного экономического содержания операций, налоговый орган должен был учесть сумму предоставленного налогоплательщику займа в соответствующей части в качестве вклада в капитал этой российской организации.

При названных обстоятельствах, помимо 100 % доли участия иностранной компании в размере 10 000 000 руб., следует учитывать и размер предоставленного займа. Таким образом, размер инвестирования превышал установленный СИДН между РФ и Швейцарией порог в 200 000 швейцарских франков.

(решение АС Челябинской области от 04.05.2023 по делу № А76-1549/2022
АО "ЗЭМЗ")
Общие положения налогового законодательства
Суд признал правомерными допросы свидетелей по поручению налогового органа вне рамок проверки

В отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка, по итогам которой он привлечен к ответственности. При этом еще в ходе проверки он изменил юридический адрес и стал состоять на учете в другом налоговом органе. В дальнейшем он обнаружил, что этот налоговый орган по окончании проверки направлял в другие территориальные налоговые органы поручения о допросе в качестве свидетелей бывших работников налогоплательщика.

По мнению налогоплательщика, направление таких поручений нарушило его права и законные интересы, так как эти допросы проводились уже после окончания проверки и при этом налогоплательщик не уведомлялся об этих поручениях и допросах.

Суд не согласился с позицией налогоплательщика и рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив следующее.

Действительно из Письма ФНС России от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970@, основанного на анализе арбитражной практики, следует, что протокол допроса свидетеля, составленный после завершения проверки, признается судами недопустимым доказательством по тем нарушениям, которые этой проверкой установлены. Между тем как установлено судом, решение налогового органа по бывшему месту учета налогоплательщика о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2016 по 31.12.2017. В то время как согласно представленным в суд протоколам допросов свидетелей, составленным территориальными налоговыми органами по поручениям налогового органа по новому месту учета, вопросы относятся к периоду 2018 года по настоящее время.

При этом налоговое законодательство, в том числе статья 90 НК РФ, а также Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 не содержат положений, обязывающих налоговый орган информировать налогоплательщика о проведении допросов его работников, либо предоставлять ему копии поручений о проведении таких запросов.

При этом налогоплательщиком также не указано, в чем выразилось нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в
связи с осуществленными налоговым органом мероприятиями налогового контроля.

(решение АС Челябинской области от 15.05.2023 по делу № А76-42062/2022
ООО "Партнер-Энерджи")



Судебная обеспечительная мера в виде приостановления действия решения налогового органа, принятого по итогам налоговой проверки, сама по себе не препятствует направлению материалов проверки в следственные органы

Налогоплательщик обжаловал в арбитражный суд решение налогового органа, принятое по итогам налоговой проверки. Суд принял дело к производству, приостановив при этом в качестве обеспечительной меры действие решения налогового органа до вступления в силу его судебного акта по данному делу.

При этом еще до указанного приостановления налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате налога, а через 3 месяца после его направления (в период действия обеспечительной меры) передал материалы налоговой проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении, которое в итоге было возбуждено.

Налогоплательщик оспорил в суде направление материалов налоговой проверки в следственные органы. По его мнению, в период действия обеспечительных мер налоговый орган не имел оснований для направления соответствующих материалов в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ, в связи с чем указанные действия налогового органа являются незаконными и нарушающими права и законные интересы налогоплательщика. На период действия обеспечительных мер приостанавливается установленная в требовании обязанность по уплате недоимки, а налогоплательщик на основании закона имеет возможность не платить по требованию налогового органа до отмены мер по обеспечению иска. То есть у налогового органа отсутствовали основания для вывода о неисполнении налогоплательщиком указанного требования в течение 2-х месяцев со дня истечения срока его исполнения, поскольку данный срок фактически был приостановлен принятием обеспечительных мер.

Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.

Обеспечительная мера в виде приостановления действия указанного решения лишь препятствует его принудительному исполнению и взысканию указанных в нем сумм налогов, штрафа и пени. При этом принятие арбитражным судом, рассматривающим дело по заявлению налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налогов, пени и штрафа, обеспечительной меры в виде приостановления его исполнения, не отменяет обязанности налогового органа, закрепленной в п. 3 ст. 32 НК РФ, поскольку согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ в указанном случае обеспечительная мера состоит только в запрете исполнения действий, предусмотренных соответствующим актом, решением, то есть в запрете принудительного взыскания.

Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ.

(постановление 1 ААС от 26.04.2023 по делу № А79-11982/2022
ООО "Чебоксарский городской молочный завод")
НДС
НДС, уплаченный лизингополучателем в составе лизинговых платежей и принятый к вычету, подлежит восстановлению при переходе на УСН

Налогоплательщик, применявший общую систему налогообложения, приобрел в лизинг транспортное средство и уплачивал лизинговые платежи, включающие НДС. Выкупная стоимость предмета лизинга, уплачиваемая по окончании срока лизинга, составляла 1 000 руб., в т.ч. НДС.

В дальнейшем налогоплательщик перешел на УСН, продолжив использовать транспортное средство в своей деятельности. При этом он не восстановил НДС, ранее принятый к вычету с уплаченных лизинговых платежей, что привело к спору с налоговым органом и доначислению НДС.

Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогоплательщика исходя из отсутствия у последнего обязанности по восстановлению НДС. По его мнению, суммы НДС были принятые к вычету не в связи с приобретением основного средства, а по «услугам финансовой аренды (лизинга)», указанные услуги полностью использованы налогоплательщиком до перехода на УСН для операций, подлежащих налогообложению, в связи с чем НДС восстановлению не подлежит.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с такой позицией и рассмотрели спор в пользу налогового органа. Они отметили, что денежное обязательство лизингополучателя в договоре выкупного лизинга состоит в возмещении затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю (возврат вложенного лизингодателем финансирования), и выплате причитающегося лизингодателю дохода (платы за финансирование).

Соответственно, лизинговые платежи невозможно разделить на плату за
пользование предметом лизинга и его выкупную стоимость.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком к вычету применительно к авансу и лизинговым платежам в связи с приобретением основного средства в собственность, подлежат восстановлению в соответствии с подп. 2 п. 3 статьи 170 НК РФ.

(постановление АС Центрального округа от 26.04.2023 по делу № А48-909/2022
ООО "ДЛ-Стройобъединение")
НДФЛ
Суд признал, что спорная дополнительная компенсация работникам, сформированная за счет перераспределения между статьями фонда оплаты труда, подлежит обложению НДФЛ

Коллективным договором с участием налогоплательщика было предусмотрено право работников на повышенную оплату труда (компенсации) на основании ст.ст. 129,146,147 ТК РФ в размерах, не ниже установленных ТК РФ, а также на основании ст.ст. 164, 210 и 219 ТК РФ на дополнительные/повышенные компенсации в размерах, установленных коллективным договором, если они заняты на работах с вредными условиями труда.

Кроме того, Положением об оплате труда и премировании работников предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается доплата за вредность, размер которой определяется в процентах от оклада пропорционально отработанному времени за расчетный период в зависимости от класса вредности условий труда, установленного аттестацией рабочих мест по условиям труда.

В ходе выездной проверки налоговый орган установил, что доплаты за вредные условия труда, осуществляемые налогоплательщиком, не зависят от наличия специальной оценки условий труда и финансовых показателей его деятельности.

Размер рекомендованных профсоюзной организацией максимальных сумм дополнительных компенсаций на каждое рабочее место рассчитан одинаково для каждого из работников на данном рабочем месте, не зависел от их дохода, стажа, возраста и времени нахождения на рабочем месте. В ходе проверки не представлены локальные нормативные акты, регламентирующие порядок определения размера дополнительной компенсации за работу во вредных условиях труда. Коллективный договор содержит информацию лишь о максимальных суммах дополнительной компенсации за работу во вредных условиях труда. Таким образом, сотрудники не располагали информацией о размере ежемесячной выплаты дополнительных компенсаций и факторах, оказывающих влияние на его определение.

Кроме того, после введения дополнительных/повышенных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, сумма НДФЛ снизилась, доход сотрудников уменьшился примерно на 30%, премии работникам в проверяемом периоде практически не выплачивались при получении заявителем в спорном периоде прибыли.

В итоге налоговый орган пришел к выводу о том, что спорная дополнительная компенсация работникам сформирована за счет перераспределения между статьями фонда оплаты труда.

Суд согласился с позицией налогового органа и рассмотрел спор в его пользу, отметив, в частности, что спорные выплаты входят в действующую на предприятии систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, не являются выплатами компенсационного характера, а имеют фиксированный размер в зависимости от фактически отработанного времени, а именно 4% от тарифной ставки с нормальными условиями труда, и соответственно подлежат обложению НДФЛ.

(постановление 1 ААС от 11.05.2023 по делу № А43-31647/2022
ООО "ДИСО-2004")



Суд признал, что передача функций единоличного исполнительного органа от директора управляющему не была направлена на минимизацию налоговых обязательств


Между налогоплательщиком и ИП был заключен договор управления, по которому последнему были переданы функции единоличного исполнительного органа (ЕИО) налогоплательщика. При этом ИП выступал единственным участником налогоплательщика, а бывший теперь уже директор являлась его супругой.

Годом ранее между налогоплательщиком и ИП был заключен агентский договор, по которому ИП (агент) обязался от имени и за счет общества (принципала) осуществлять поиск ключевых клиентов для продажи программного обеспечения, оборудования и оказания услуг, вести переговоры с клиентами по крупным проектам; оказывать помощь клиентам в подборе оборудования, составлении спецификации; заключать договоры.

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что договор управления и агентский договор, заключенные между налогоплательщиком и ИП, являлись нереальными и не имели разумной деловой цели, будучи направленными исключительно на уменьшение налоговых обязательств общества налогоплательщика, так как передача функций ЕИО и полномочий выступать в качестве агента производилась самим участником и его супругой, занимающий должность директора названной организации. Кроме того, налоговый орган указал на признаки формального составления данных договоров, ввиду отсутствия в них подробного описания характера и видов необходимых обществу услуг, критериев оценки деятельности исполнителя. В итоге налогоплательщику доначислены НДФЛ и страховые взносы.

Суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа и рассмотрел спор в его пользу. Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, рассмотрели спор в пользу налогоплательщика исходя из следующего.

Агентский договор и договор управления реально исполнялись сторонами, расходы общества по ним являлись экономически обоснованными, поскольку производились для осуществления деятельности общества, направленной на получение дохода. ИП в действительности руководил деятельностью организации, вел переговоры с клиентами, осуществлял кадровый и трудовой учет, давал задания его сотрудникам, имел доверенность на совершение операций и получение банковских документов от имени и в интересах налогоплательщика.

Доводы о несоразмерности вознаграждения ИП по сравнению с вознаграждением, выплачиваемым в пользу иных агентов общества, суды отклонили в связи с отсутствием в деле доказательств, свидетельствующих о том, что в результате найма иного управляющего, нежели данный ИП, налогоплательщик бы минимизировал свои расходы, по отношению к фактически понесенным, либо о том, что выполняемая ИП работа являлась неэффективной, не отвечала условиям спорных договоров и целям ведения налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

(постановление АС Уральского округа от 15.05.2023 по делу № А50-16421/2022
ООО "ИТ-Сервис")



ОЦЕНКА TAXOLOGY

Дела подобного рода по-прежнему относятся к числу довольно распространенных налоговых споров. И несмотря на то, что большинство из них рассматривается в пользу налоговых органов, встречаются и исключения, как в настоящем деле, что говорит о том, что какой-то единой позиции относительно их рассмотрения у судов не существует (в т.ч. и в рамках одного отдельно взятого дела как в настоящем случае) и на их исход влияет оценка всей совокупности обстоятельств, в т.ч., например, того, насколько налогоплательщику удается убедить суд в необходимости и целесообразности передачи функций ЕИО управляющему. Следует учитывать и то, что поскольку в целом возможность такой передачи прямо предусмотрена гражданским законодательством, то один лишь факт такой передачи не должен рассматриваться сам по себе как направленный на получение необоснованной налоговой выгоды. И этот момент, по всей видимости, в первую очередь был учтен судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении данного дела.
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.