Взыскание процентов за неправомерную блокировку счетов налогоплательщика не требует доказывания причинения ему ущерба, причиненного такой блокировкойПосле принятия решения по итогам налоговой проверки налоговый орган также вынес решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. При этом он вынес не одно, а сразу два решения о приостановлении в пределах одной и той же суммы. Это привело к тому, что под действием приостановления оказалась двойная сумма принадлежащих налогоплательщику денежных средств.
В связи с этим налогоплательщик обратился в налоговый орган с требованием отменить второе из двух решений о приостановлении. Кроме того, он потребовал выплатить ему проценты за необоснованное приостановление операций по счетам (абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Налоговый орган отменил спорное решение о приостановлении, но отказался выплачивать проценты. По его мнению, абзац 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ не предусматривает безусловной обязанности налогового органа по уплате спорных процентов, так как указанная норма носит компенсационный характер и не предполагает обогащение налогоплательщика. Налогоплательщик не представил надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о намерении осуществить расчетные операции по заблокированным счетам, невозможности пользования имеющимися на счете денежными средствами для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, а также документы в обоснование материальных потерь, связанных с невозможностью использования денежных средств, в связи с приостановлением операций по счетам.
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика исходя из следующего.
В период приостановления налогоплательщик осуществлял расходные операции по расчетному счету в сумме, превышающей общий размер приостановления по двум решениям налогового органа.
Исходя из абзаца 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ, начисление процентов призвано компенсировать налогоплательщику материальные потери от невозможности использования принадлежащих ему денежных средств, в связи с приостановлением операций по счетам в банке.
Выплата таких процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных
незаконным воспрепятствованием в пользовании денежных средств частного субъекта. Указанная норма права принята во исполнение положений ст.ст. 52 и 53 Конституции РФ и не связывает начисление процентов с необходимостью доказывания прямого ущерба.
В силу прямого указания закона неправомерное вынесение налоговым органом решения, которое привело к ограничениям по расчетным счетам налогоплательщика в двойном размере, является основанием для взыскания с налогового органа процентов, предусмотренных абзацем 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ.
(постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.04.2023 по делу № А20-644/2022 ООО "Премиум")ОЦЕНКА TAXOLOGYВ свое время данная категория налоговых споров была достаточно распространенной, и они нередко рассматривались в пользу налоговых органов, которые не проводили какого-либо разграничения между такими двумя способами восстановления имущественных интересов налогоплательщика как возмещение убытков и уплата процентов (хотя, например, в гражданском праве такое разграничение проводится уже давно, не вызывая каких-либо споров).
Спустя несколько лет, как показывает данное дело, позиция налоговых органов не изменилась. Зато суды в последние годы совершенно обоснованно исходят из того, что начисление процентов, предусмотренных абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ (в отличие от взыскания убытков) не требует доказывания наличия убытков, их размера и причинно-следственной связи между неправомерными действиями налогового органа и их возникновением.
Суд признал, что применение налоговым органом ретроспективного подхода при доначислении налога является неправомерным29.06.2021 налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДПИ за май 2021 года, применив в соответствии с требованиями ст. 341, п. 11 ст. 342.5 НК значение коэффициента КАБДТ, действующее на момент подачи названной декларации.
Между тем, во время камеральной проверки декларации был принят Федеральный закон № 305-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 305-ФЗ). Законом внесены изменения, в частности, в п. 11 ст. 342.5 НК РФ в части порядка определения коэффициента КАБДТ.
При этом Законом установлено, что действие положений п. 11 ст. 342.5 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года. В связи с этим налоговый орган пришел к выводу, что размер налогового обязательства налогоплательщика за май 2021 года должен определяться уже с учетом положений Закона № 305-ФЗ.
С позиции же налогоплательщика, закон № 305-ФЗ ухудшил его положение, требование налогового органа произвести ретроспективный перерасчет НДПИ за май 2021 года в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика.
Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу, отметив следующее.
Для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушений прав налогоплательщика в спорный период налогообложения при применении нового правового регулирования определения коэффициента КАБДТ при исчислении НДПИ необходимо установить, улучшили или ухудшили его положение внесенные Законом № 305-ФЗ изменения в Налоговый кодекс.
В данном случае указанные изменения налогового законодательства ухудшают положение налогоплательщика – увеличивают его обязанность по уплате НДПИ за май 2021 года.
Поскольку акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не имеют обратной силы (п. 2 ст. 5 Налогового кодекса), применение налоговым органом в рассматриваемом случае ретроспективного подхода в отношении начисления налогоплательщику НДПИ за май 2021 года является неправомерным.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.03.2023 по делу № А45-19570/2022 ООО "Юкола-нефть")Непроведение выездной проверки в 2-месячный срок с момента опубликования сообщения о ликвидации налогоплательщика само по себе не препятствует налоговому органу провести ее в более поздний срокУчастником налогоплательщика 07.02.2022 принято решение о добровольной ликвидации последнего и назначении ликвидатора, о чем 15.02.2022 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Далее налоговым органом в связи с указанной ликвидацией принято решение от 09.06.2022 о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2019 по 15.02.2022.
Налогоплательщик посчитал незаконным решение о проведении налоговой
проверки, поскольку в двухмесячный срок с момента опубликования сообщения
о ликвидации, предусмотренный п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, налоговым органом не было предъявлено требований к ликвидатору. Более того налоговый орган выдал справку от 13.05.2022 об отсутствии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
Нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения выездной налоговой проверки в случае ликвидации юридического лица, не могут быть истолкованы таким образом, что, если налоговый орган не воспользовался своим правом на проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика в срок, установленный в ст. 63 ГК РФ, то он утрачивает право на проведение выездной налоговой проверки.
Принятие решения о добровольной ликвидации не лишает организацию статуса налогоплательщика, то есть участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах по смыслу ст. 9 НК РФ. В период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения выездной проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. При этом законодатель не установил ограничений по сроку проведения таких проверок.
(постановление АС Северо-Западного округа от 23.03.2023 по делу № А56-81476/2022 ООО "Нэвил")