Дайджест № 251

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 251
отмечаем интересные дела:
1)
Снова спор о том, можно ли фразу «могут облагаться» из СИДН считать позволением самому выбирать, в какой юрисдикции уплачивать налог
2)
Компенсация арендодателю коммунальных расходов является переменной частью арендной платы и должна включаться в его доходы
3)
Если Кодекс требует наличие лицензии для применения освобождения от НДС, ее отсутствие является критичным для подрядчика фактором, даже если заказчиком работ выступает бюджет с негибкой ценой госконтракта без учета налога
4)
Земельный участок компании-банкрота, подлежащий продаже в конкурсном производстве, не может признаваться используемым в предпринимательской деятельности, поэтому в его отношении все-таки можно применить пониженную ставку земельного налога
И многое другое...
Международное налогообложение
Уплата налога с дохода в государстве его получателя не освобождает российского плательщика этого дохода от обязанностей по исчислению и перечислению налога с дохода в бюджет РФ

Налогоплательщик при выплате иностранным организациям дивидендного дохода в виде переквалифицированных процентов по контролируемой задолженности применил ставку налога 0%. В качестве основания применения ставки 0% им была указана Конвенция между Правительством Российский Федерации и Правительством Чешской Республики от 17.11.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». При этом налогоплательщик исходил из того, что иностранные организации уплатили налог в Чешской Республике, а п. 1 ст. 10 Конвенции не указывает, кому принадлежит исключительность налогообложения – Российской Федерации или Чешской Республике.

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик как налоговый агент должен был удержать налог по ставке 10%.

Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.

Статья 10 Конвенции не освобождает дивиденды, выплаченные иностранному резиденту, от налогообложения на территории того государства, где находится источник выплаты (в рассматриваемом случае - РФ), однако предусматривает пониженную ставку при налогообложении указанных доходов на территории такого государства.

Как указано в п. 9 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017, в целях поощрения инвестиций международными договорами может быть предусмотрено освобождение доходов, полученных при совершении трансграничных операций, от взимания налога в Российской Федерации (полностью или в части), в качестве способа устранения двойного налогообложения. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги.

Принимая во внимание такие объект и цель заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, смысл нормы международного договора состоит в том, что государство, налоговым резидентом которого является получатель дивидендов (инвестор), обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно, данная норма сохраняет возможность взимания налога в РФ, как государстве вложения инвестиций (у источника дохода), ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение дивидендов устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в РФ.

(постановление АС Северо-Западного округа от 21.02.2023 по делу № А56-32007/2022 ООО МК "Выручай-Деньги")



ОЦЕНКА TAXOLOGY

Кейс позволяет вспомнить об уже достаточно подзабытой категории налоговых споров, распространенной 5-6 лет назад, но затем практически сошедшей на нет, в т.ч. по причине формирования устойчивой практики не в пользу налогоплательщиков. Дело показывает, что ничего не изменилось и к настоящему времени. И даже если у отдельных налогоплательщиков и возникают вопросы и сомнения касательно толкования словосочетания из ст. 10 многих соглашений об избежании двойного налогообложения «могут облагаться», то суды достаточно подробно в своих судебных актах разъясняют этот момент и разрешают его в пользу налоговых органов.
НДС
Суд признал, что компенсируемые агенту расходы подлежали включению в налогооблагаемую базу по НДС, так как фактически являлись составной частью оплаты его услуг как исполнителя (подрядчика)

Между налогоплательщиком (агент) и иностранным контрагентом (принципал) заключены агентские договоры, направленные на продвижение лекарственных препаратов на российский рынок. Эти договоры предусматривали компенсацию агенту расходов, понесенных им в ходе исполнения договоров. Расходы подразделялись на два вида: 1) «внутренние расходы» (затраты агента, связанные с содержанием персонала (заработная плата, премии, командировочные расходы, отчисления в государственные бюджетные фонды и т.п.)), подлежащие обложению НДС; 2) «внешние расходы» (расходы, выплачиваемые агентом третьим лицам в связи с проведением клинических исследований и регистрацией продукции Принципала), не подлежащие обложению НДС, которые перевыставлялись иностранному заказчику в полном объёме.

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что действия, предусмотренные в рамках осуществления «внешних расходов», не являются агентскими, а представляют собой действия по оказанию услуг по организации и проведению клинического исследования, результатом которых являлось получение разрешения Минздрава РФ с целью выведения препаратов заказчика на российской рынок. Иными словами, фактически оказывая заказчику единую услугу, налогоплательщик искусственно разделил ее на два типа, избегая уплаты НДС с действительной суммы агентского вознаграждения.

Суд первой инстанции (в рамках нового рассмотрения дела) пришёл к выводу, что заключенный договор не является договором подряда, поскольку не направлен на создание материальной вещи; не является договором оказания услуг, поскольку не направлен на выполнение клинических исследований самим налогоплательщиком; указанные отношения являются исключительно агентскими, поскольку направлены на заключение Агентом договоров с третьими лицами за счет Принципала.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с позицией суда первой инстанции и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.

Законным интересом заказчика в рамках договора подряда (возмездного оказания услуг) является достижение конкретного результата, в том числе путём осуществления определённой деятельности. В данном случае иностранный разработчик лекарственных препаратов (принципал), обращающийся в подконтрольную компанию (налогоплательщик) для организации проведения клинических исследований, приобретает весь комплекс услуг, связанных их организацией и проведением, результатом чего является получение одобрения (разрешения) контролирующих органов государства на продажу лекарственного препарата на территории РФ.

Контрагент приобретает у налогоплательщика не услугу, заключающуюся в поиске третьих лиц для проведения исследования, а комплекс услуг по организации и проведению клинических испытаний лекарственного препарата, выполняя все функции и задачи, которые возложены нормативно-правовыми актами РФ на организацию-разработчика.

То есть содержанием услуг, оказываемых налогоплательщиком иностранному заказчику, является организация и контроль проведения клинических исследований лекарственных препаратов на территории РФ, а все действия, совершенные налогоплательщиком, являются его фактическими действиями, составляющими указанные услуги.

(постановление АС Московского округа от 20.02.2023 по делу № А40-246516/2019
ООО "Ново Нордиск")




Отсутствие у налогоплательщика лицензии на работы по сохранению объекта культурного наследия исключает применение льготы, предусмотренной подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ

Между налогоплательщиком (подрядчик) и контрагентом был заключен договор подряда на выполнение работ по текущему ремонту цокольной части здания, фасада и ограды с сопутствующими работами. По этим работам налогоплательщик в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ применил освобождение от НДС.

По итогам камеральной проверки налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Налогоплательщик в качестве возражений ссылался на то, что цена договора между ним и контрагентом не предусматривает НДС. Договор, заключенный во исполнение государственного контракта, не мог быть изменен путем включения в стоимость НДС и это свидетельствует об отсутствии его вины во вменяемом правонарушении.

Суды отклонили этот довод налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.

Согласно абзацу 2 пункта 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п.) влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению из бюджета и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй Кодекса.

В частности, п. 6 ст. 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии.

В данном деле судами установлено, что у налогоплательщика отсутствовала лицензия на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

(постановление АС Московского округа от 20.02.2023 по делу № А40-128776/2022
ООО "ТАКТ")
УСН
Суд признал, что денежные средства, полученные от арендаторов как компенсация за предоставленные им коммунальные услуги, фактически являлись налогооблагаемым доходом арендодателя

Налогоплательщик занимался сдачей имущества в аренду и применял УСН («доходы»). Согласно условиям договоров аренды арендатор оплачивает ежемесячную арендную плату по договорной ставке, перечисляя ее на счет арендодателя; оплата за электроэнергию, тепловую энергию производится арендаторами по отдельным счетам от арендодателя на расчетный счет общества на условиях договоров поручения, являющихся приложением к договорам аренды.

Для выполнения этих условий заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями; арендаторы в данных правоотношениях не участвовали; денежные средства от арендаторов, поступившие на счета налогоплательщика за электроэнергию, тепловую энергию, перечислялись последним на счета ресурсоснабжающих организаций.

По мнению налогоплательщика, полученные им от арендаторов по договорам поручения денежные средства являются компенсацией затрат по оплате коммунальных услуг, не относятся к доходу налогоплательщика от сдачи имущества в аренду и не подлежат налогообложению по УСН. У него отсутствовала реализация товара (энергоресурс), и, соответственно, отсутствовал доход в этой части. Арендуемое имущество не нуждается в электро- и теплоснабжении, которое предоставляется по желанию арендатора. Фактически налогоплательщик выступал лишь в качестве посредника между снабжающими организациями и арендаторами.

По мнению налогового органа, полученная налогоплательщиком от арендаторов сумма компенсаций за коммунальные услуги подлежала включению в налогооблагаемую базу.

Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ); компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества в данный перечень не входит, что соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 12.07.2011 № 9149/10.

Фактически арендная плата включала постоянную и переменную части: постоянная часть указана в договоре аренды, переменная часть определялась из стоимости коммунальных услуг, необходимых для обеспечения использования арендуемого объекта по назначению; обязанность по обеспечению арендуемого помещения отоплением, энергосбережением, водоснабжением и водоотведением, а также вывозом бытового мусора полностью возложена на арендодателя; оплачивая, как сторона договора с ресурсоснабжающими организациями, коммунальные и иные связанные с содержанием арендуемого помещения услуги, налогоплательщик (арендодатель) исполнял собственную обязанность, возлагаемую на него договорами аренды, по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем его назначению; оплата этих услуг является затратами, необходимыми для осуществления налогоплательщиком деятельности, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду.

Таким образом, спорные денежные средства, полученные налогоплательщиком от арендаторов за предоставленные коммунальные услуги, а также иные расходы, связанные с содержанием имущества, фактически являлись его доходом от сдачи имущества в аренду и, как следствие, подлежали включению в объект налогообложения по УСН.

(постановление АС Дальневосточного округа от 20.02.2023 по делу № А73-10042/2022 ООО "ЧАС")
Налог на имущество организаций
Суд признал, что лизинговые платежи не могут быть расценены как расходы на приобретение нового имущества взамен устаревшего для целей применения налоговой льготы

Региональным налоговым законом о налоге на имущество организаций было предусмотрено освобождение от налогообложения сельскохозяйственных организаций в части средств, зачисляемых по итогам налогового периода, в отношении имущества, участвующего в процессе сельскохозяйственного производства, в сумме средств, направленных в течение налогового периода на капитальное строительство производственных объектов, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и приобретение племенной животноводческой продукции.

Налогоплательщик (лизингополучатель) в 2007 году получил по договорам лизинга несколько единиц сельхозтехники и оборудования, право собственности на которые возникло у него только в 2017 году. При этом уже в 2016 году он применил вышеназванную региональную налоговую льготу по данному имуществу.

Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения указанной льготы, поскольку налогоплательщик не подтвердил, что приобретенная по договору лизинга сельскохозяйственная техника участвует в улучшении технико-экономических показателей существующих основных средств и увеличивает первоначальную стоимость имущества, формирующего базу по налогу на имущество организаций.

Налогоплательщик, в свою очередь, исходил из того, что при заключении договора лизинга удовлетворялись его имущественные интересы по приобретению сельскохозяйственного оборудования в собственность, поэтому имеются все основания для применения льготы по налогу на имущество организаций.

Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.
Сельскохозяйственные организации освобождаются oт налогообложения в отношении не всего имущества, а только в части средств на капитальное строительство производственных объектов и/или техническое перевооружение сельскохозяйственного производства.

Платежи лизингополучателя по договору лизинга за пользование предметом лизинга (лизинговые платежи) не являются расходами на капитальные вложения, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств. По своей сути они представляют собой возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя (п. 1 ст. 28 Закона №164-ФЗ). Лизинговые платежи – это плата за аренду имущества, а не расходы на приобретение нового имущества взамен устаревшего.

Под действие регионального закона подпадают расходы на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, к которым относятся расходы на установку дополнительного оборудования на уже существующее основное средство (дооборудование) или расходы на модернизацию объектов основных средств сельскохозяйственного назначения, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств. Расходы на приобретение движимого имущества, не участвующего в улучшении технико-экономических показателей уже существующих основных средств и не увеличивающих первоначальную стоимость имущества, формирующего налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций, не подпадают под действие данного закона.

(постановление АС Дальневосточного округа от 08.02.2023 по делу № А51-11808/2021 АО "Элитное")
Земельный налог
Суд признал, что деятельность налогоплательщика, находящегося на стадии конкурсного производства, не может считаться предпринимательской для целей выбора ставки земельного налога

У налогоплательщика-организации имелось несколько земельных участков, расположенных в коттеджном поселке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и занятые жилым фондом — коттеджами.

При исчислении земельного налога за 2020 год налогоплательщик на основании абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ применил в отношении этих участков пониженную ставку земельного налога (0,3%).

По мнению налогового органа, в отношении участков должна быть применена налоговая ставка в размере 1,5% (в силу вышеназванной нормы пониженная ставка не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Суды, исходя из обстоятельств данного дела, не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика.

Еще в 2018 году по решению суда налогоплательщик был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Суды отметили, что нахождение налогоплательщика в процедуре несостоятельности (банкротства), является существенным обстоятельством в рамках настоящего дела.

Хозяйственная деятельность должником прекращена. Реализация объектов недвижимости, принадлежащих налогоплательщику, осуществлялась конкурсным управляющим во исполнение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), путем проведения многочисленных торгов в период с сентября 2018 по октябрь 2021.

Из ст. 2 ГК РФ следует, что основным квалифицирующим признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение субъектом такой деятельности прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В этих условиях, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта. Получение прибыли означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с деятельностью субъекта.

Между тем, процедура конкурсного производства, являясь ликвидационной процедурой, предполагает завершение хозяйственной деятельности юридического лица, что не соотносится с понятием предпринимательской деятельности. Продажа имущества налогоплательщика в рамках процедуры банкротства носит вынужденный характер, преследует единственную цель - погашение имеющейся задолженности перед кредиторами, что не соответствует признакам предпринимательской деятельности по смыслу норм гражданского и налогового законодательства.

(постановление АС Московского округа от 21.02.2023 по делу № А40-76087/2022
ЗАО "Инвестстрой Групп")
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.