Суд признал, что нарушение налоговым органом процедурных сроков при принятии решения по итогам налоговой проверки привело к пропуску им срока на принудительное взыскание доначисленных налоговНалоговым органом на основании решения от 27.12.2017 в отношении налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 25.12.2018. Далее акт проверки вручен налогоплательщику лишь 21.11.2019, а решение по итогам налоговой проверки принято только лишь 24.11.2021.
На основании указанного решения налоговый орган сначала выставил требование об уплате доначислений, затем принято решение об их взыскании за счет средств налогоплательщика на счетах в банках.
Налогоплательщик оспорил требование и решение о взыскании налога исходя из того, что существенное нарушение срока принятия решения по итогам налоговой проверки привело к утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания налоговых доначислений. В данном случае имело место последовательное, необоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение налоговым органом сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения последующих действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст.ст. 100-101 НК РФ, что повлекло за собой истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой налогов и пеней.
При соблюдении налоговым органом всей совокупности процедурных сроков, предусмотренных НК РФ при принятии решения по итогам налоговой проверки это решение должно было быть принято в срок до 01.07.2019 года. Вместе с тем, фактически решение по итогам выездной налоговой проверки принято налоговым органом 24.11.2021.
Соответственно, как указал налогоплательщик, срок на принудительное взыскание доначислений по проверке с учетом установленных НК РФ сроков истек: за счет денежных средств налогоплательщика - 15.03.2020 года, за счет имущества налогоплательщика - 15.01.2021 года, путем обращения в суд о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика - 15.01.2022 года.
Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу. При этом отмечено, что ими учтены сроки в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса РФ, что соответствует подходу, изложенному в пункте 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Суды также учли позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ
от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 по делу №
А21-10479/2019. Суд первой инстанции при этом отметил, что доводы налогового органа о необходимости исчисления срока на принудительное взыскание недоимки с даты фактического вынесения решения по налоговой проверке, без учета и оценки судом более чем двухлетней просрочки совершения налоговым органом действий в рамках административных процедур и вынесения итогового решения, отклоняются как не соответствующие действующему законодательству, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, разъяснений и судебных актов высших судебных инстанций РФ.
(постановление АС Московского округа от 16.02.2023 по делу № А40-76970/2022 ООО "Гелена Химавто")ОЦЕНКА TAXOLOGYКак показывает данное дело, тема влияния нарушения налоговым органом процедурных сроков в ходе налогового контроля и оформления его результатов на возможность принудительного взыскания налоговых доначислений, произведенных по его итогам, до сих пор не утрачивает своей актуальности. Соответственно, не утрачивают своего важного значения и позиции, изложенные Верховным Судом в Определении от 05.07.2021 по делу № А21-10479/2019 (ООО «Неринга»), которое предопределило различный исход рассмотрения таких споров.
Обращает на себя внимание и то, что нижестоящие инстанции в своих судебных актах (в т.ч. и в данном деле) все активнее формулируют значимые для судебной практики доводы в пользу налогоплательщика, например: 1) формальное прибавление двух лет к дате истечения срока исполнения требования недопустимо, а предельный срок принудительного взыскания задолженности должен определяться судом в каждом конкретном случае; 2) нарушения процессуальных сроков не могут не приниматься во внимание при исчислении сроков, предусмотренных НК РФ в отношении процедур принудительного взыскания задолженности. Обратное толкование приводило бы к бессмысленности возможности заявления налогоплательщиком доводов о несоблюдении указанных сроков в рамках оспаривания решения о взыскании налога, то есть к отсутствию возможности получения реальной судебной защиты.
Неверное указание КБК не является основанием для признания налога неуплаченным и соответствующего начисления пени Налогоплательщик выплатил своим участникам дивиденды и перечислил с них в бюджет НДФЛ. При этом в платежном поручении им был указан код бюджетной классификации (КБК), установленный для НДФЛ, источником которых является налоговый агент.
После этого он получил от налогового органа требование об уплате недоимки по НФДЛ в части суммы налога, превышающей 650 000 руб., относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 руб. (другой КБК), и соответствующей ей пени.
Налогоплательщик, изучив ситуацию, обнаружил, что при заполнении платежного поручения об уплате НДФЛ он допустил ошибку в КБК, указав его для всей суммы уплачиваемого налога как код, установленный для НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, в то время как для части перечисленной в бюджет суммы налога, нужно было указать иной КБК, установленный для НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 000 руб., относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 руб.
В связи с этим налогоплательщик обратился к налоговому органу с заявлением об уточнении платежа, которым просил денежные средства с ненадлежащего КБК отнести на надлежащий. Налоговый орган в ответ пояснил, что частичное уточнение платежа налоговым законодательством не предусмотрено и предложил ему обратиться в порядке ст. 78 НК РФ с заявлением о зачете. Такое заявление было в итоге удовлетворено налоговым органом, но пени, начисленные к моменту зачета, сохранились.
Налогоплательщик оспорил начисление ему этих пеней, но суды первой и апелляционной инстанции рассмотрели спор в пользу налогового органа. Они исходили из того, что допущенные ошибки при уплате налога связаны и с нарушением порядка заполнения платежных документов (в части указания КБК), и с нарушением порядка уплаты НДФЛ, установленного п. 7 ст. 226 НК РФ, ввиду чего погашение недоимки по соответствующему КБК стало возможным лишь после принятия налоговым органом решения о зачете в порядке ст. 78 НК РФ, таким образом, решения о зачете излишне уплаченного налога правомерны, в связи с чем пени, начисленные до момента принятия налоговым органом решений о зачете излишне уплаченного налога, начислены правомерно.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов, удовлетворив жалобу налогоплательщика. Он отметил, что неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении. Тем более, что в данном деле имела место уплата одного вида налога (но на разные КБК), зачисляемого в федеральный бюджет.
Указанный подход, подчеркнул суд, соответствует правоприменительной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ
от 23.11.2020 N 305-ЭС20-2879, Кассационное определение Судебной коллегии по 9 административным делам Верховного Суда РФ от
23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8, Определение Верховного Суда РФ
от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 и др.).
(постановление АС Московского округа от 16.02.2023 по делу № А40-98884/2022 ООО "ВМС Инжиниринг")