Дайджест № 249

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 249
отмечаем интересные дела:
1)
Любопытный спор об отказе налогового органа признавать иностранную организацию налоговым резидентом России
2)
Тревожное дело, подтверждающее право налоговых органов направлять материалы проверки в следственные органы в обход специальных положений НК РФ, на основании ст. 82 Кодекса и «межведомственного взаимодействия» и «взаимного информирования»
3)
Срок давности на возврат излишне уплаченного НДФЛ определяется с даты годовой отчетности
4)
Кадастровая стоимость участка, образованного из трех участков, не может быть меньше стоимости хотя бы одного из них, несвоевременное утверждение этой стоимости для нового участка не препятствует применению справедливой оценки
И многое другое...
Международное налогообложение
Суд признал, что иностранной организацией не был соблюден порядок признания себя налоговым резидентом РФ

Налогоплательщик (иностранная организация) обратился в налоговый орган с заявлениями о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ за 2018, 2019, 2020 гг. Налоговый орган отказал в выдаче этих документов, что стало причиной обращения налогоплательщика в суд с заявлениями о признании недействительными решений об отказе.

Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующих обстоятельств дела.

Форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ (об отказе от статуса налогового резидента РФ), утверждена приказом ФНС России от 23.12.2015 № ММВ7-17/595@. Налогоплательщик же не направлял заявление по указанной форме в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Вместо этого он направил в адрес налогового органа документ по форме заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837. Данная форма заявления предусмотрена для целей подп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщиком не соблюдена обязательная процедура для признания себя налоговым резидентом Российской Федерации – направление заявления о признании себя налоговым резидентом РФ.

Помимо этого, налогоплательщиком не соблюдено обязательное требование, предусмотренное положениями п. 8 ст. 246.2 НК РФ, - наличие обособленного подразделения на территории РФ. Здесь судами отклонен довод налогоплательщика о том, что у него имеется стационарное рабочее место, т.к. наличие стационарного рабочего места не подтверждает наличие у общества обособленного подразделения. Обособленное подразделение иностранной организации должно быть зарегистрировано в порядке, установленном НК РФ.

Налогоплательщик же в установленном порядке не регистрировал обособленное подразделение в налоговых органах РФ. Свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе, представленное им в материалы дела, не является подтверждением того, что он имеет обособленное подразделение и поставило его на учет в установленном порядке. Данное свидетельство выдано ему на основании пункта 27 Особенностей учета иностранных организаций, в связи с открытием иностранной организацией счета в банке.

(постановление АС Московского округа от 31.01.2023 по делу № А40-161441/2021
ООО "Добробут")
Общие положения налогового законодательства
Суд признал, что вступление нового налогового закона в силу после выдачи налогоплательщику патента на применение ПСН не нарушает его права, даже если увеличивает размер налога к уплате

В декабре 2021 г. налогоплательщик (ИП) обратился в налоговый орган с заявлением о выдаче патента на право применения патентной системы налогообложения (ПСН) в 2022 году в отношении сдачи имущества в аренду.

При этом налогоплательщик исходил из того, что размер потенциально возможного к получению годового дохода на момент выдачи патента и сумма налога должны определяться на основании действовавшего в декабре 2021 года регионального налогового закона. И хотя с 01.01.2022 уже должен был вступить в силу новый региональный налоговый закон, увеличивший размер потенциального дохода и сумму налога к уплате, применяться в данной ситуации он не должен, так как в силу еще не вступил.

Тем не менее, в этом же месяце (декабре 2021 г.) налоговый орган выдал налогоплательщику патент с учетом показателей нового налогового закона, вступающего в силу с 01.01.2022 года. Это привело к тому, что сумма налога к уплате выросла примерно в 2 раза.

В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с требованием признать незаконным расчет размера налоговой базы и суммы налога на основе показателей нового налогового закона и обязать налоговый орган произвести перерасчет их перерасчет на основе старого налогового закона.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией налогоплательщика. Они исходили из того, что при выборе налогоплательщиком ПСН должна соблюдаться определенность относительно налогооблагаемой базы и налоговой ставки, которая должна устанавливаться в момент подачи налогоплательщиком заявления о выдаче ему патента, так как налоговые отношения носят длящийся характер.

Выдача налоговым органом при отсутствии возможности отказа ИП от применения ПСН с увеличенными налоговой базой и суммой налога, ухудшает положение налогоплательщика, что недопустимо и не соответствует ст. 54 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П.

Суд кассационной инстанции по жалобе налогового органа отменил акты нижестоящих судов и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив следующее.

В данном случае судами ошибочно отождествлены понятия дата выдачи патента и дата начала действия патента. Сама по себе подача заявления 03.12.2021 не может влиять на определение налоговой базы по патентам, срок действия которых начинается с 01.01.2022 года, рассчитанной в соответствии с законом.

Положения ст. 5 НК РФ налоговым органом не нарушены, поскольку не изменяют налоговую базу на прошлый период. Осуществляя предпринимательскую деятельность, ИП может и должен предвидеть возможность изменения размера налогов и сборов на будущие периоды. Иной подход приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку ставит в неравное положение субъектов предпринимательской деятельности, подавших заявление до вступления в силу закона субъекта и после вступления в силу соответствующего закона, при том, что налоговые периоды являются тождественными

(постановление АС Московского округа от 30.01.2023 по делу № А40-72307/2022
ИП Мартьянова)



Суд признал правомерной передачу налоговым органом материалов налоговой проверки в следственный орган

Налоговый орган провел в отношении налогоплательщика выездную проверку, по итогам которой налогоплательщику доначислены налоги, пени, штрафы. Далее еще на стадии обжалования этого решения налоговый орган на основании п. 3 ст. 82 НК РФ направил материалы проверки в следственный орган. В сопроводительном письме налоговый орган просил рассмотреть материалы и принять процессуальное решение. В итоге в отношении директора налогоплательщика возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 199 УК РФ.

Налогоплательщик оспорил в суде передачу материалов проверки в следственный орган. По его мнению, целью направления материалов проверки явилось решение вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям, такое направление материалов производится в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 32 НК РФ, что соответствует части 1.3 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В данном случае налоговый орган не имел правовых оснований для направления материалов налоговой проверки в следственные органы, в том числе для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, поскольку не наступили условия, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ.

Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из следующего.

Налоговый орган, направляя материалы налоговой проверки в адрес Следственного управления, руководствовался нормами п. 3 ст. 82 НК РФ, а не п. 3 ст. 32 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях. В связи с этим Следственный комитет РФ и ФНС заключили Соглашение о взаимодействии от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3.

Налогоплательщиком же не представлены доказательства реального нарушения его прав и законных интересов. Направление материалов проверки в Следственное управление само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку не предрешает выводы следственного органа относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Передача в Следственное управление сведений в рамках служебных отношений никак не влияет на деловую репутацию юридического лица, равно как и факт возможного проведения следственных мероприятий в отношении его руководителя не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Следователь при возбуждении уголовного дела независим от мнений третьих лиц и действует в соответствии с полномочиями, предоставленными ему уголовно-процессуальным законодательством.

В сопроводительном письме налогового органа ссылка на п. 3 ст. 32 НК РФ отсутствует, в связи с этим его нельзя признать направленным в данном порядке. Кроме того, норма п. 3 ст. 32 НК РФ не исключает наличие требований исполнять иные обязанности, в том числе предусмотренные п. 3 ст. 82 НК РФ и условиями Соглашения о взаимодействии.

(постановление 14 ААС от 22.12.2022 по делу № А44-4876/2022
ООО "Русская Лесная Компания")



ОЦЕНКА TAXOLOGY

Дело подсвечивает достаточно актуальную для ряда налогоплательщиков тему наличия/отсутствия законодательных гарантий от необоснованного (в т.ч. преждевременного) уголовного преследования при совершении налоговых правонарушений. К сожалению, данный кейс показывает, что некоторые нормы НК РФ, которые налогоплательщики рассматривают в качестве такой гарантии (речь о п.3 ст. 32 НК РФ) на самом деле таковой не являются, имеют другие функции и могут быть нивелированы действиями других норм НК РФ и даже межведомственными соглашениями.



Срок давности на возврат излишне уплаченного НДФЛ определяется с учетом сроков представления годовой отчетности по нему

Налогоплательщик в качестве налогового агента в мае 2018 г. перечислил в бюджет сумму НДФЛ. 29.07.2018 он представил расчет по НДФЛ, в котором сумма НДФЛ была исчислена в меньшем размере, чем уплаченная в бюджет.

В августе 2021 г. он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по НДФЛ за 2018 год, но ему было отказано в связи с неподтвержденностью этой переплаты.

В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с заявлением о возврате переплаты. При этом он исходил из того, что им не пропущен трехлетний срок для соответствующего обращения. Несмотря на то, что с момента перечисления спорной суммы в бюджет (май 2018 года) уже прошло 3 года, он имеет право на обращение в суд с требованием о возврате переплаты, в течение трех лет со дня, когда узнал или должен был узнать о наличии такой переплаты.

В данной ситуации, по его мнению, моментом, когда он узнал о такой переплате, является последний из нижеприведенной совокупности факт: а) проведение инвентаризации расчетов перед составлением годовой отчетности; б) получение акта взаимной сверки расчетов с бюджетом за 2018 г.; в) представление в налоговый орган первичной декларации за налоговый период. Поскольку он представил в налоговый орган первичный расчет сумм налога на доходы физических лиц (6-НДФЛ) 28.03.2019, то именно с этой даты необходимо отсчитывать трехлетний срок на обращение в суд с имущественным иском о возврате излишне перечисленного НДФЛ.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований налогоплательщика исходя из того, что налогоплательщик пропустил как срок обращения в налоговый орган, так и в суд. По мнению судов, о переплате он узнал при представлении в инспекцию расчета по НДФЛ от 29.07.2018. При этом с заявлением в налоговый орган он обратился 05.08.2021, а в суд — 18.01.2022.

Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и удовлетворил жалобу налогоплательщика. Он отметил, что законодатель прямо указал, что окончательный результат по налогу возникает после окончания налогового, а не расчетного периода, как ошибочно полагают суды. Определение окончательного размера налоговой обязанности по НДФЛ производится налоговыми агентами в расчете сумм налога, представляемого по итогам налогового периода.

Таким образом, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога наступают с даты представления расчета сумм налога за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой подход соответствует судебной практике по подобным делам, которая нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, Определении Верховного Суда РФ от 03.09.2015 № 306-КГ15-6527.

(постановление АС Московского округа от 02.02.2023 по делу № А40-7241/2022
ООО "СПС")
НДФЛ
Суд признал, что налогоплательщик неправомерно привлечен к ответственности за предоставление недостоверных данных о получателях дивидендов

По итогам камеральной проверки справок по форме 2- НДФЛ за 2019 год, представленных в отношении получателей дивидендов налогоплательщика, налоговый орган привлек последнего к ответственности за налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126.1 НК РФ.

Основанием привлечения к ответственности стали данные в справках, которые расценены налоговым органом как недостоверные сведения в персональных данных физических лиц - получателей дивидендов: даты рождения, серия, номер и код документа, удостоверяющего личность получателей дивидендов, их ИНН.

Налогоплательщик оспорил в суде решение о привлечении к ответственности и суды, оценив обстоятельства дела, пришли к выводу об отсутствии вины налогоплательщика в данном нарушении. При этом отмечено, в частности, следующее.

Налогоплательщик, заполняя справки по форме 2-НДФЛ, учитывал имевшуюся у него информацию из лицевых счетов акционеров, зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев акций. На момент открытия лицевого счета в реестре акционеров исходя из законодательства, действовавшего в 1994 году, ни дата рождения, ни ИНН не были обязательными данными, которые должны были быть внесены в содержание лицевого счета.

Федеральной налоговой службой разъяснено (письмо ФНС России от 17.08.2018 № ПА-4-11/15942), что представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного ст. 126.1 НК РФ.

В отношении данных о дате рождения спорных физических лиц (получателей дивидендов), судами обоснованно принято во внимание, что у налогового агента в случае отсутствия данных о дате рождения физического лица нет возможности оставления поля «дата рождения» пустым при заполнении формы отчетности 2-НДФЛ, в связи с чем заполнение этого реквизита в автоматическом режиме данными, очевидно, не соответствующими действительности (01.01.1901), не может являться основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности. Пустое поле в разделе «дата рождения» не предусмотрено автоматизированной системой телекоммуникационных каналов связи.

В материалы дела налогоплательщиком представлены копии документов, полученных от реестродержателя с персональными данными акционеров, включенных в список лиц, в отношении которых выплачивались дивиденды, что также подтверждает отсутствие вины в действиях налогоплательщика, поскольку справки по форме 2-НДФЛ за 2019 год заполнены им в соответствии с данными, полученными от регистратора.

(постановление АС Московского округа от 30.01.2023 по делу № А40-86731/2022
ПАО "МАК "Вымпел")
Налог на имущество организаций
Суд признал, что отсутствие в кадастровом Перечне вновь образованного объекта недвижимости с его реальной кадастровой стоимостью не освобождает налогоплательщика от уплаты налога исходя именно из такой стоимости

Налогоплательщику в 2019 году принадлежали три объекта недвижимости, которые в ноябре этого года были включены в региональный Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - кадастровый Перечень).

В декабре этого же 2019 года налогоплательщик объединил эти три объекта в один новый объект, который сразу был поставлен на кадастровый учет, но по объективным причинам уже не вошел в кадастровый Перечень на 2020 год.
Кроме того, суммарная кадастровая стоимость трех вышеназванных объектов превышала 1,1 млрд.руб. однако вновь образованный объект был поставлен на учет в декабре 2019 года по стоимости 216,8 млн.руб. (с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости). Лишь в феврале 2020 года этот новый объект был переоценен и в марте 2020 в ЕГРН по нему отражены сведения о его новой кадастровой стоимости, превышающей 1,1 млрд. руб.
По мнению налогового органа, в данной ситуации налог на имущество организаций за 2020 год по спорному объекту должен быть исчислен, исходя из отраженной в ЕГРН в марте 2020 года его кадастровой стоимости (т. е. порядка 1,1 млрд. руб.).

По мнению налогоплательщика, налог по этому объекту должен быть исчислен исходя из его первоначально учтенной кадастровой стоимости 216,8 млн.руб., так как: 1) этот объект не был включен в кадастровый Перечень на 2020 год; 2) новая кадастровая стоимость в 1,1 млрд.руб. была определена лишь в феврале 2020 и ее применение с 01.01.2020 ухудшает положение налогоплательщика, что является недопустимым.

Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.

Дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

На дату представления налоговой декларации за 2020 г. (30.03.2021) достоверные сведения о кадастровой стоимости по спорному объекту уже были внесены в ЕГРН. Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Кроме того, отметили суды, кадастровая стоимость вновь образованного объекта, объединившего три объекта недвижимости общей кадастровой стоимостью более 1,1 млрд.руб. никак не могла быть менее стоимости даже одного из них. Существенное различие между показателями 216,8 млн.руб. и 1,1 млрд. руб. позволяет сделать вывод о заведомой некорректности ранее состоявшейся кадастровой оценки, о чем не мог не знать налогоплательщик, являющийся действующей коммерческой организацией. Указанная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 19.07.2019 № 305-КГ 18-17303. Спорная ситуация не дает оснований для вывода о нарушении принципа поддержания доверия к закону и действиям государства, так как защите подлежат именно правомерные ожидания налогоплательщика.

(постановление АС Уральского округа от 01.02.2023 по делу № А71-16575/2021
ООО "Инвестиции")
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.