Суд признал, что налогоплательщик неправомерно включил в состав косвенных расходов по налогу на прибыль суммы амортизационных отчисленийВ ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик неправомерно включил в состав косвенных расходов по налогу на прибыль суммы амортизационных отчислений, непосредственно связанных с производством и выполнением работ. Установлено занижение суммы прямых расходов при оценке остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции (работ, услуг) с учетом перерасчета прямых расходов, включая суммы начисленной амортизации.
Налогоплательщик же исходил из того, что не все технологическое оборудование, по которому начисляется амортизация, используется непосредственно в производственном процессе. Часть оборудования используется не в одном, а в нескольких технологических процессах, что делает невозможным распределение начисленной суммы амортизации по конкретным видам производимой продукции в качестве прямых затрат, так как это приведет к искажению учета и невозможности формирования полной, достоверной и объективной информации о деятельности налогоплательщика, искажая величину прямых расходов, приходящуюся на остаток готовой продукции. В связи с этим амортизация основных средств отнесена к косвенным расходам, поскольку достоверно исчислить долю физического и экономического потребления (износа) данных объектов в ходе эксплуатации, прямо относящуюся к конкретному виду продукции, не представляется возможным.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам и затратам не только непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Налогоплательщиком не предоставлено подтвержденное документально экономическое обоснование правомерности отнесения начисленной амортизации по основным средствам к косвенным расходам исходя из производственной специфики с учетом экономико-технических характеристик производства, в связи с чем, суды отклонили довод о праве на самостоятельное определение перечня прямых расходов.
Приняв во внимание, что спорные основные средства участвуют непосредственно в процессе производства продукции, выпускаемой налогоплательщиком, суды признали правомерным доначисление налоговым органом налога на прибыль по этому эпизоду.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 22.12.2022 по делу № А11-14311/2020 АО "Муромский стрелочный завод")Расходы на принятие представителей сертифицирующей организации не являются представительскими расходамиВ ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщиком неправомерно отнесены к представительским расходам затраты, связанные с приемом представителей нескольких организаций, в т.ч. сертифицирующей организации. Эта организация была создана МПС России для проведения работ по сертификации объектов железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте».
По мнению налогового органа, исходя из специфики данной организации и выполняемых ею функций, расходы на прием ее специалистов не могут быть признаны представительскими.
По мнению же налогоплательщика, нахождение специалистов организации на территории налогоплательщика было необходимо и обосновано, а представленные документы (договоры) свидетельствуют о том, что организация осуществляет, в том числе, оказание услуг на возмездной основе, не ограничиваясь контрольными функциями в рамках государственного контроля.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из следующего.
Обоснованность расходов, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ, ограничена целями, направленность которых обусловлена созданием и развитием партнерских отношений между участниками рынка.
В ходе проверки по запросу налогового органа организацией представлены приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку, согласно которым целью командировки являлось проведение планового инспекционного контроля сертифицированной продукции и отбора образцов, осуществление контроля за проведением сертификационных испытаний, а также проведение анализа состояния производства продукции, заявленной на сертификацию.
Из материалов дела не следует, что прибытие к налогоплательщику сотрудников организации имело целью проведение деловых переговоров, иную деятельностью, нацеленную на получение доходов налогоплательщика. Напротив, организация указала на контролирующую цель прибытия ее представителей к налогоплательщику.
Проведение проверочных мероприятий, выполнение функции по осуществлению деятельности по обязательной сертификации и проведению работ и оказанию услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в области обеспечения безопасности не связано с целями, указанными в п. 2 ст. 264 НК РФ.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 22.12.2022 по делу № А11-14311/2020 АО "Муромский стрелочный завод")