Отсутствие в норме НК РФ прямого указания на то, что определенное транспортное средство не является объектом налогообложения, само по себе не означает, что оно таковым являетсяНалогоплательщику принадлежало несколько специальных автомашин, используемых в сельскохозяйственных работах. Транспортный налог по ним он не исчислял, поскольку подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Тем не менее, налоговый орган направил налогоплательщику уведомление за 2020 год об исчислении транспортного налога по этим автомашинам исходя из того, что они напрямую не поименованы в данной норме НК РФ и в паспортах транспортных средств также нет указания на то, что они являются специальными автомашинами.
Налогоплательщик оспорил уведомление налогового органа и суды рассмотрели спор в его пользу, исходя из следующего.
Специальное законодательство не содержит какого-либо четкого определения понятия специальные автомашины или особого способа его регистрации, равно как и наличия соответствующей отметки в паспорте транспортного средства. Тем не менее, определение понятий «специальный автомобиль», «специальное транспортное средство» содержатся, в частности, в ранее действовавших Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (No 001МР/СЭ), в п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Выводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение льготы основаны на буквальном сравнении видов транспортных средств, перечисленных в подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, с наименованиями транспортных средств, указанных в паспортах транспортных средств, без исследования вопроса о назначении автомобилей, осуществлении их модификации, установке дополнительного специализированного навесного оборудования, внесения изменений в конструкцию, фактическом использовании спорных транспортных средств.
Отсутствие в паспорте транспортного средства указания на то, что оно является специальной автомашиной или на назначение использования, само по себе не лишает налогоплательщика права на льготу. При этом в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
(постановление АС Поволжского округа от 22.11.2022 по делу № А72-13122/2021 ООО "КФХ Возрождение")ОЦЕНКА TAXOLOGYВ очередной раз налоговый спор возникает из буквального (формального) толкования налоговой нормы, которое не соответствует ее смысловому (целевому) назначению. Позицию налогового органа можно было бы объяснить, например, тем, что законодатель действительно в целом ряде случаев не позволяет расширительно толковать налоговые нормы о налоговой выгоде (о чем неоднократно высказывался в своих определениях Конституционный Суд РФ со ссылкой на дискреционные полномочия законодателя). Однако суды, и надо отдать им должное, правильно определили, что в данном случае спор должен быть решен исходя из назначения данной нормы и прямого указания в ней на общее (родовое) понятие (объем которого стал предметом спора), что исключает необходимость перечисления всех видовых понятий (т.е. всех возможных видов специальных автомашин).