Начало течения срока давности привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен, не противоречит Конституции РФПо итогам выездной проверки налогоплательщику среди прочего был доначислен налог на прибыль за 2017 год и штраф по ст. 122 НК РФ за его неуплату. Возражая против доначисления штрафа, налогоплательщик ссылался в т.ч. на истечение срока давности. Однако арбитражные суды не согласились с ним исходя из того, что срок давности привлечения к налоговой ответственности по налогу на прибыль за 2017 год исчисляется с 1 января 2019 года и заканчивается 1 января 2022 года.
Тогда налогоплательщик обратился в Конституционный Суд, считая, что п. 1 ст. 113 НК РФ не соответствует статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 49 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции РФ, поскольку создает правовую неопределенность в вопросе определения даты начала течения срока давности привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога на прибыль (1 января 2018 года или же 1 января 2019 года).
Конституционный Суд отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, отметив, в частности, следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ применительно к правонарушению, предусмотренному ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)» данного Кодекса, срок давности привлечения к ответственности исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение. По налогу на прибыль налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ); при этом налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 и п. 4 ст. 289 этого же Кодекса).
Следовательно, при совершении налогоплательщиком в 2018 году правонарушения, представляющего собой неуплату или неполную уплату налога на прибыль за 2017 год, срок привлечения его к ответственности, составляющий три года, начинает свое течение с 1 января 2019 года.
Оспариваемое налогоплательщиком законоположение, принятое законодателем в рамках его дискреции по определению пределов публичного преследования за совершение налоговых правонарушений, не содержит неопределенности в указанном аспекте, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
(отказное определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2022 № 2585-О)ОЦЕНКА TAXOLOGYВ данном определении КС РФ фактически согласился с толкованием п. 1 ст. 113 НК РФ, которое в свое время было сформировано в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11 (применительно к НДС), а затем закреплено в абз. 3 п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
КС РФ по сути поставил точку в этом спорном вопросе, не усмотрев неопределенности в вопросе о том, начинает ли исчисляться срок давности в рассматриваемой ситуации после окончания периода за который должен быть уплачен налог (в данном случае – 2017 год) или же после окончания периода, в котором должен был быть уплачен налог (2018 год).
Обеспечительные меры в отношении имущества налогоплательщика прекращают действие, если оно на законных основаниях передано в собственность третьему лицуНалоговый орган в целях обеспечения принятого по результатам налоговой проверки налогоплательщика решения вынес также решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества налогоплательщика - автотранспортных средств.
Через некоторое время с налогоплательщика в пользу третьего лица были взысканы денежные средства, возбуждено исполнительное производство, в ходе которого этому лицу (взыскателю) судебным приставом – исполнителем было предложено оставить нереализованное имущество налогоплательщика (автотранспортные средства) за собой.
После этого третье лицо обратилось в налоговый орган с заявлением об
отмене решения о принятии обеспечительных мер в отношении переданных ему судебным приставом-исполнителем транспортных средств. Налоговый орган в ответ на это сообщил данному лицу о том, что решение по итогам налоговой проверки, вынесенное в отношении налогоплательщика, не исполнено и не отменено. В этой связи отсутствуют основания для отмены решения о принятии обеспечительных мер.
Третье лицо обжаловало в суд отказ налогового органа отменить обеспечительные меры, и суд рассмотрел спор в пользу этого лица, исходя из следующего.
Спорное имущество должника судебным приставом-исполнителем в рамках исполнения исполнительных производств, взыскателями по которым являются налоговый орган и третье лицо, было правомерно, в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, передано этому третьему лицу.
При таких обстоятельствах является правильным вывод о несоответствии положениям п. 10 ст. 101 НК РФ оспариваемых действий налогового органа по отказу в отмене обеспечительных мер в отношении имущества, не принадлежащего налогоплательщика, и нарушении прав третьего лица, предусмотренных ст. 209 ГК РФ.
Кроме того, отказ налоговых органов в отмене спорных обеспечительных мер препятствует выполнению третьим лицом своих обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(постановление АС Центрального округа от 04.10.2022 по делу № А54-3264/2021 АО "Интер-ГРУП")Представление уточненной декларации после составления акта камеральной проверки по первоначальной декларации, но до принятия решения по ней, не влечет прекращения проверки по п. 9.1 ст. 88 НК РФНалогоплательщик 25.06.2020 представил уточненную налоговую декларацию (корректировка 2) по НДС за I квартал 2020 года. Налоговый орган составил акт проверки от 09.10.2020 и дополнение от 18.03.2021 к нему и вынес решение от 27.05.2021 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Между тем, до вынесения указанного решения налогоплательщик 16.04.2021 представил последующую уточненную налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировка № 3) и посчитал, что в таком случае это решение налогового органа содержит недостоверные данные о налоговых обязательствах налогоплательщика, поскольку камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (корректировка № 2), представленной налогоплательщиком 25.06.2020, должна была быть прекращена.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика, признав законным решение налогового органа, принятое по итогам проверки.
При этом суды отметили следующее. Моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ срока, либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте камеральной налоговой проверки.
Представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки.
Поскольку уточненная налоговая декларация (корректировка No 3) была представлена в налоговый орган после составления акта налоговой проверки (09.10.2020) и окончания камеральной налоговой проверки (25.09.2020), а также после проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля, оснований для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки ранее поданной налоговой декларации (корректировка № 2) по правилам п. 9.1 ст. 88 НК РФ у налогового органа не имелось.
(постановление АС Северо-Западного округа от 05.10.2022 по делу № А66-10775/2021 ООО "Гербера")