Направление налогоплательщику уведомления о вызове его в налоговый орган для дачи пояснений само по себе не нарушает его правПри проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговым органом установлено, что контрагент налогоплательщика не имел реальной возможности исполнить обязательства по заключенным с ним договорам, в связи с чем налогоплательщику направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений.
В этом уведомлении налоговый орган указал на наличие рисков по указанному контрагенту (основная целью совершения обществом сделки с данным контрагентом являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а уменьшение своих налоговых обязательств (получение налоговой экономии), а также предложил провести оценку налоговых рисков и исключить контрагента из состава поставщиков, имея при этом возможность произвести замену на реальные вычеты по счетам-фактурам контрагентов, с которыми у выгодоприобретателя связаны реальные факты финансово-хозяйственной деятельности.
Впоследствии в налоговом органе прошло заседание комиссии по устранению расхождений, выявленных «АСК НДС-2», в котором приняли участие представители налогового органа и налогоплательщика. Налогоплательщику рекомендовано представить дополнительные документы, подтверждающие сделку со спорным контрагентом.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по направлению уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений. Со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ он указал на отсутствие у налогового органа права истребовать сведения и документы, если проверкой не выявлены ошибки декларации (расчете). Он также полагал незаконным проведение комиссии, поскольку письмом ФНС России от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838 организация работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы отменена.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа. При этом отмечено, что спорное уведомление носит информационный характер и направлено налогоплательщику с целью самостоятельной оценки им своих налоговых рисков. Протокол заседания комиссии налогового органа так же как и уведомление носит информационный характер (фиксирует ход заседания) и сам по себе не возлагает на налогоплательщика каких-либо налоговых обязательств и не устанавливает обстоятельств, которые могут иметь значение для дальнейших мероприятий налогового контроля.
(постановление АС Дальневосточного округа от 04.10.2022 по делу № А51-1979/2022 ООО "ДальМорБункер")Суд признал, что существенное нарушение срока направления акта налоговой проверки не является основанием для признания недействительным требования об уплате доначисленных налоговПо итогам выездной проверки налогоплательщика за 2013-2015 гг. налоговым органом составлен акт от 21.02.2018 и принято решение от 30.12.2020, которым налогоплательщику доначислены налоги.
На основании этого решения, вступившего в законную силу 24.05.2021, налогоплательщику направлено требование об уплате налога от 01.06.2021.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данного требования недействительным. По его мнению, в данном случае нарушение налоговым органом длительности проведения налоговой проверки составило более 2 лет. Налоговый орган предоставил налогоплательщику Акт выездной проверки с существенным нарушением установленного п. 5 ст. 100 НК РФ срока - по истечении более 2-х лет с даты, когда такой Акт подлежал передаче налогоплательщику, если бы налоговый орган соблюдал установленные НК РФ сроки. В данном случае такое нарушение норм процессуального права привело к нарушению предельного двухлетнего срока применения мер внесудебного взыскания.
Такое существенное нарушение срока направления Акта ВНП налогоплательщику
повлекло, по его мнению, нарушение налинспекцией сроков для совершения всех последующих действий по взысканию налога и пени (в частности, установленный НК РФ срок выставления налоговым органом требования об уплате налогов, штрафов, пеней истек 04.12.2018).
Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогового органа, указав, что решение по результатам налоговой проверки вступило в законную силу 24.05.2021, и именно с этой даты следует исчислять сроки, установленные НК РФ для принудительного взыскания задолженности, в связи с чем пришел к выводу о том, что процедура принудительного взыскания задолженности налоговым органом не нарушена.
Суд апелляционной инстанции, напротив, рассмотрел спор в пользу налогоплательщика исходя из того, что выставление оспариваемого требования совершено на 2 года и 6 месяцев позже срока выставления требования, определенного исходя из установленных НК РФ сроков действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных ст.ст. 46, 47 НК РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.
Суд кассационной инстанции, отменил апелляционное постановление и в итоге рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив, что делая вывод о пропуске двухлетнего срока, суд апелляционной инстанции не учел, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ двухлетний срок подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
(постановление АС Московского округа от 03.10.2022 по делу № А40-252195/2021 ООО "АвтоМонолит")ОЦЕНКА TAXOLOGYСудебные акты по данному делу показывают, что между судами различных инстанций продолжают сохраняться разногласия по вопросу о толковании и применении ряда позиций (выводов) Верховного Суда РФ, изложенных в известном резонансном
Определении от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 по делу №
А21-10479/2019 (ООО «Неринга»), среди которых есть выводы как в пользу налогоплательщиков, так и налоговых органов. В итоге возникает ситуация, когда каждая судебная инстанция так или иначе ссылается на выводы из этого Определения, но судебный акт в итоге может быть принят как в пользу той, так и другой стороны спора. В данном деле суд первой инстанции помимо всего прочего проанализировал причины затягивания сроков принятия решения по итогам налоговой проверки и фактически признал их уважительными, что, вероятно, и предопределило исход именно данного дела. Однако кассационная инстанция, как представляется из формулировок ее постановления, распространяет свой вывод об исчислении спорного двухлетнего срока на все без исключения аналогичные спорные ситуации.