Суд признал, что норма налогового закона о переносе срока уплаты налога на более раннюю дату не применяется, поскольку это ухудшает положение налогоплательщикаСогласно региональному налоговому закону (до 01.01.2022) налог на имущество, подлежащий уплате по истечении налогового периода, подлежал уплате не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2022 п.1 ст. 383 НК РФ изложен в новой редакции: налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик в январе 2022 года представил налоговую декларацию по налогу на имущество за 2021 год, но по состоянию на 1 марта 2022 года налог не уплатил, в связи с чем налоговый орган 15.03.2022 выставил ему требование об уплате налога.
Налогоплательщик не согласился с этим требованием. По его мнению, срок уплаты налога на имущество для налоговых периодов, предшествующих 01.01.2022, в том числе и для налогового периода 2021 год, определяется ранее действовавшими нормами законодательства и остается прежним – 30.03.2021. Срок уплаты налога - 1 марта устанавливается для очередных налоговых периодов, начиная с 01.01.2022, то есть за 2022 год и последующие годы.
Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, согласившись с тем, что в данной ситуации срок уплаты налога еще не истек. Он отметил, что мнение налогового органа о том, если норма регионального налогового закона утратила силу с 1 января 2022 года, и таким образом изменения п. 1 ст. 383 НК РФ вступили в силу с 01.01.2022, в связи с чем по налогу на имущество организаций срок уплаты приходится на 01.03.2022, вне зависимости от того, за какой налоговый период осуществляется уплата налога, ошибочно, противоречит не только приведенным выше положениям п.1 ст. 5 НК РФ и п.3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ, но и правовым позициям Конституционного Суда РФ.
Распространение действия изменений, внесенных в региональный налоговый закон, на предыдущий налоговый период 2021 года (длящийся с 1 января по 31 декабря 2021 года) неправомерно, поскольку придает обратную силу правовому регулированию, ухудшающему положение налогоплательщика, так как срок уплаты налога на имущество организаций за указанный период переносится на более раннюю дату по сравнению с 30 марта 2022 года.
(решение АС г. Москвы от 01.08.2022 по делу № А40-94142/2022 ООО "СЛАВИНВЕСТКАПИТАЛ")Указание сведений о налогоплательщике в протоколе рабочего совещания с участием его контрагента не нарушает налоговую тайнуНалоговый орган провел рабочее совещание с участием контрагента налогоплательщика по вопросу применения налоговых вычетов по НДС, заявленных этим контрагентом по сделкам с налогоплательщиком, и составлен прокол, в котором перечислены озвученные в ходе совещания сведения об обстоятельствах деятельности самого налогоплательщика. По результатам совещания контрагенту предложено исключить вычеты по НДС по сделкам с налогоплательщиком, представив уточненную налоговую декларацию.
В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица налогового органа, которое, по мнению налогоплательщика, распространило сведения, составляющие налоговую тайну, и к тому же являющиеся недостоверными и порочащими его деловую репутацию, что повлекло прекращение отношений с данным контрагентом.
Суды отказали в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив следующее.
Обсуждаемые в ходе совещания сведения о неосуществлении реальной хозяйственной деятельности организации свидетельствуют о нарушении ст. 54.1 НК РФ, что по смыслу ст. 102 НК РФ не может относиться к государственной тайне. Кроме того, закрепление в протоколе сведений о финансовой хозяйственной деятельности общества само по себе его прав и законных интересов не нарушает, поскольку не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.
Протокол рабочего совещания является внутренним рабочим документом налогового органа, поэтому не подлежал официальному опубликованию либо распространению иным способом среди неопределенного круга лиц. Ссылка налогоплательщика на то, что налоговый орган распространил спорные сведения, представляя суду пояснения в рамках рассматриваемого дела, отклонена судом, поскольку доступ к материалам дела имели только лица, участвующие в деле.
Довод о том, что вопросы, рассмотренные налоговым органом на рабочем совещании, могли быть поставлены только в рамках камеральной проверки и принятия решения в порядке ст. 101 НК, судом также отклонен, поскольку содержание указанного документа свидетельствует о том, что налоговый орган осуществлял взаимодействие с контрагентом в рамках предпроверочного анализа декларации данной организации по НДС и на основании информации, ранее полученной инспекцией как уполномоченным органом.
(постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.08.2022 по делу № А33-23316/2021 ООО "Хорс")Истребование на основании ст. 93.1 НК РФ документов в отношении сделок со значительной частью контрагентов может свидетельствовать о неправомерном проведении налогового контроля в отношении самого налогоплательщикаНалоговый орган на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок каких-либо лиц истребовал у налогоплательщика документы в отношении 28 контрагентов (сделок с ними).
Налогоплательщик оспорил это требование в суде, приводя следующие доводы.
Совокупность всех запрошенных документов (по 28 разным сделкам с 28 различными контрагентами (как заказчиками покупателями), так и подрядчиками (поставщиками)) составляет 100% всего объема взаимоотношений налогоплательщика с заказчиками (покупателями), и 78% всего объема взаимоотношений его с подрядчиками (поставщиками)) (89% всех взаимоотношений за III квартал 2020 года), что обеспечивает налоговым органам без назначения в отношении налогоплательщика налоговой проверки, либо дополнительных мероприятий налогового контроля, возможность фактического проведения документального анализа хозяйственной деятельности лица. Вместе с тем, в отношении налогоплательщика мероприятия налогового контроля не проводились.
Такое истребование документов направлено на установление реальных налоговых обязательств налогоплательщика, то есть проведение в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, который не относится к мероприятиям налогового контроля. Истребование документов (информации) о совокупных объемах, сроках и номенклатурах закупа и реализации, совокупного состоянии дебиторских и кредиторских задолженностей налогоплательщика с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками), по своей сути является допустимым только при проведении в отношении лица налоговой проверки (дополнительных мероприятий налогового контроля).
Суды согласились с доводами налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу. Они отметили, что налогоплательщик в целом не оспаривает право налогового органа на истребование в связи с наличием обоснованной необходимости документов (информации) по нескольким сделкам. Однако совокупность всех запрошенных документов в процентном соотношении от общего количества контрагентов и сделок с ними — 100% и 78%) обеспечивает налоговым органам без назначения в отношении налогоплательщика налоговой проверки, либо дополнительных мероприятий налогового контроля, возможность фактического проведения документального анализа совокупности истребуемой информации.
Налоговым органом допущено злоупотребление правом; не обоснована и не доказана необходимость получения документов (информации), указанных в оспариваемых требованиях.
Учитывая объем запрашиваемой информации по различным контрагентам из различных регионов, при отсутствии каких-либо пояснений налоговых органов на стадии рассмотрения дела в суде относительно обоснования необходимости получения документов и информации (исходя из принципов целесообразности, разумности, обоснованности), указанных в оспариваемых требованиях, при заявлении налогового органа о непроведении мероприятий налогового контроля, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы налогового органа.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.08.2022 по делу № А70-13651/2021 ООО "МГС")ОЦЕНКА TAXOLOGYДанное дело является очередным и достаточно важным этапом в развитии судебной практики по такой уже достаточно известной теме как противодействие скрытому налоговому контролю за деятельностью налогоплательщика путем проведения в форме предпроверочного анализа. Теперь суды стали обращать внимание не только и не столько на количество истребуемых документов и/или сделок, в отношении которых они истребуются, но и на процентное соотношение контрагентов (сделок с ними) от общего количества контрагентов (сделок) налогоплательщика. Представляется, что в данном деле именно акцент на таком соотношении стал в итоге решающим в исходе данного дела в пользу налогоплательщика, и этот момент может быть взят на вооружение в других аналогичных спорах.