Суд признал, что срок для возврата переплаты по НДФЛ, возникшей из-за последующего отпадения основания для его уплаты, должен исчисляться с момента такой уплатыВ 2014 году между налогоплательщиком (арендатор) и контрагентом был заключен договор аренды нежилого помещения, на основании которого арендатор в 2015 году перечислил арендодателю (физлицу) сумму страхового депозита (обеспечительный платеж), удержав с нее в качестве налогового агента НДФЛ и отразив это в справке о доходах арендодателя за 2015 год.
В 2019 году арендодатель продал это помещение третьему лицу, соответственно, основания для удержания страхового депозита отпали, и в 2020 году он был возвращен налогоплательщику.
Налогоплательщик посчитал, что в связи с этим в 2020 году у него отпала и исполненная в 2015 году обязанность по удержанию НДФЛ со страхового депозита, и, соответственно, возникло право на возврат этой суммы НДФЛ.
Поэтому в 2020 году он представил заявление о возврате НФДЛ и корректировочную справку о доходах арендодателя за 2015 год, в которой уменьшил размер доходов арендодателя на сумму страхового депозита.
Налоговый орган отказал в возврате НДФЛ. Сначала он указал, что определить правомерность и обоснованность образовавшейся переплаты в КРСБ налогоплательщика не предоставляется возможным, поскольку не представлены корректировочные расчеты по форме 6-НДФЛ за 2020 год. Затем он сообщил, что дата образования указанной переплаты — это именно 2015 год, что подтверждается протоколом приема представленных налогоплательщиком корректировочных сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год.
Суды согласились с налоговым органом, рассмотрев спор в его пользу и указав, что инспекция правомерно исчислила трехлетний срок на возврат излишне уплаченного налогоплательщиком налога со дня уплаты соответствующей суммы в бюджет и отказала ему в возврате суммы НДФЛ.
(постановление АС Московского округа от 01.08.2022 по делу № А40-212090/2021 ООО "Табер Трейд")Срок давности возврата переплаты по НДФЛ, возникшей в связи с неистребованием дивидендов, исчисляется не ранее истечения срока на такое истребованиеНалогоплательщик в 2015 году принял решение о выплате дивидендов своим акционерам. Двум акционерам сумма дивидендов (после удержания и уплаты НДФЛ в качестве налогового агента) была направлена в этом же году почтовым переводом, но оказалась не востребованной этими акционерами.
В связи с этим налогоплательщик счел, что сумма уплаченного с этих дивидендов НДФЛ является излишне уплаченной и в 2021 году обратился в суд с требованием о ее возврате.
Налоговый орган в свою очередь ссылался на то, что в 2021 году налогоплательщиком уже пропущен срок исковой давности по требованию о возврате переплаты по НДФЛ. Срок исковой давности для обращения с таким требованием следует исчислять со следующего дня после того, как денежные средства (дивиденды) возвращены налогоплательщику как невостребованные (т. е. с 2015 года).
По мнению же налогоплательщика, он знал о нарушении своего права (наличии переплаты по НДФЛ) лишь в 2018 году в день прекращения обязанности выплатить невостребованные дивиденды.
Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу исходя из следующего.
В соответствии с Законом об акционерных обществах лицо, не получившее объявленных дивидендов в связи с тем, что у общества или регистратора отсутствуют точные и необходимые адресные данные или банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора, вправе обратиться с требованием о выплате таких дивидендов (невостребованные дивиденды) в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества. По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.
В данном случае невыплаченные дивиденды утратили статус доходов физических лиц в связи с истечением срока для обращения акционеров за их получением в 2018 году. Следовательно, они подлежали восстановлению в составе нераспределенной прибыли общества, поскольку с их суммы налогоплательщиком как налоговым агентом удержан и перечислен в бюджет НДФЛ.
Налогоплательщик не ранее указанной даты должен был и мог узнать о наличии оснований для квалификации данных сумм налога как излишне уплаченных и, как следствие, о начале течения срока исковой давности для защиты своего права. Таким образом, по состоянию на 09.06.2021 (дату подачи заявления в суд) срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 196 ГК РФ, по требованию о возврате излишне уплаченных сумм НДФЛ не истек.
(постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.08.2022 по делу № А32-28160/2021 ОАО "Флот НМТП")Основанием для приостановления блокировки счетов налогоплательщика является в т.ч. и судебное определение о принятии обеспечительных мерНалогоплательщик обратился в суд с заявлением к налоговому органу о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. По ходатайству налогоплательщика суд принял обеспечительные меры в виде приостановления исполнения указанных решений.
Между тем, налоговый орган не стал исполнять определение суда о принятии этих обеспечительных мер. В связи с этим налогоплательщик обратился в суд о наложении на начальника налоговой инспекции судебного штрафа, что и было сделано.
Начальник инспекции обжаловал этот штраф, ссылаясь на то, что в п. 7 ст. 76 НК РФ, содержащем исчерпывающий перечень оснований для отмены, не указано вынесение судом определения о принятии обеспечительных мер.
Суды признали наложение судебного штрафа законным, отметив следующее. Форма решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств утвержденная приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ (приложение № 15), содержит открытый перечень оснований для принятия указанного решения.
Учитывая, что судом избрана специальная мера, предусмотренная ч. 3 ст. 199 АПК РФ (п. 4 информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 3 ст. 199 АПК РФ»), которая по существу заключается в запрете исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, а инспекция, как следует из перечисленных выше установленных судами фактов, является лицом, инициировавшим во исполнение оспариваемого акта принудительное списание денежных средств со счета налогоплательщика и приостановившим операции по счетам, ее обязанностью по исполнению определения суда об обеспечительных мерах является совершение действий и принятие актов, которые приостановят ранее предпринятые действия (пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).
В силу своего должностного регламента начальник налогового органа несет персональную ответственность и может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством РФ за некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на инспекцию, за действие или бездействие, приведшее к нарушению прав и законных интересов граждан.
(постановление АС Уральского округа от 05.08.2022 по делу № А34-20871/2021 гр. Петров)