Норма НК РФ о выемке документов и предметов (ст. 94) сама по себе не противоречит Конституции РФВ рамках выездной проверки третьего лица налоговый орган произвел выемку документов на территории налогоплательщика (в отношении которого проверка не проводилась). Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций признали проведение выемки законным, отметив, что изъятые налоговым органом у налогоплательщика документы касаются деятельности проверяемого третьего лица, который аффилирован с налогоплательщиком и уклоняется от участия в мероприятиях налогового контроля.
В связи с этим налогоплательщик обратился в Конституционный Суд РФ с заявлением о нарушении его конституционных прав статьей 94 НК РФ.
Эта норма, по его мнению, не соответствует ст.ст. 8, 34, 45 и 46 Конституции РФ, поскольку допускает выемку документов у контрагента налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка.
Конституционный Суд отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, отметив следующее.
В силу НК РФ выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 4 ст. 93, ст.ст. 94 и 99).
Данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (ст.ст. 35 и 103 НК РФ).
Таким образом, оспариваемое законоположение, направленное на обеспечение осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налоговых обязательств, не отменяет действие прав и гарантий, предоставленных налогоплательщикам (их контрагентам) в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а следовательно, вопреки мнению заявителя, оно не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном аспекте.
(отказное определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 № 500-О)ОЦЕНКА TAXOLOGYОпределение КС РФ, как это обычно бывает, не вносит ничего кардинального нового в правоприменительную практику, связанную с применением норм НК РФ о выемке документов и предметов, учитывая в т.ч. слишком общий и (или) оценочный характер этих норм. Тем не менее, данный судебный акт КС, ставший промежуточным итогом рассмотрения в арбитражных судах дела №
А40-111196/21, позволяет заострить внимание на том, что в целом в судебной практике (учитывая и другие имеющиеся дела по данной теме) существует такая проблема как выемка документов в случае проведения выездной проверки не в отношении налогоплательщика, а в отношении третьих лиц. При этом потенциально такие третьи лица могут как являться взаимозависимыми с налогоплательщиком, так и не являться таковыми, а сами изымаемые документы оказаться в итоге как имеющими, так и не имеющими отношения к деятельность проверяемого налогоплательщика. Но несмотря на эту дифференциацию, какой-то устойчивой единой практики по оценке законности выемки в таких ситуациях так и не сформировалось. Здесь не лишним, наверное, будет напомнить, что в отношении другого мероприятия налогового контроля — осмотра, позиция ВС РФ относительно некоторых моментов проведения его у третьих лиц оказалась достаточно ценной и своевременной (Решение ВС РФ от 10 июня 2019 г. №
АКПИ19-296)
Период налогового контроля исчисляется от года, в котором вынесено решение о проведении проверки, а не с года (даты) начала проверочных действий Налоговый орган принял решение от 30.12.2020 о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика за период с 01.01.2017 по 31.12.2019. Решение направлено по ТКС налогоплательщику 11.01.2021 и получено им в тот же день.
Налогоплательщик не согласился с решением в части включения в проверяемый период 2017 года и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Он обращал внимание на то, что с учетом вынесения решения от 30.12.2020 о приостановлении выездной налоговой проверки с 31.12.2020 и решения от 08.02.2021 о возобновлении выездной налоговой проверки налоговый орган начал проводить проверку фактически с февраля 2021 года. Несоответствие года вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки фактическому началу проверки порождает правовую неопределенность, которая негативно сказывается на налогоплательщике. Налоговым органом созданы формальные условия для увеличения глубины проверяемого периода (четыре года вместо трех).
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Согласно абзацу второму п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что период налогового контроля исчисляется от года, в котором вынесено решение о проведении проверки, а не с года (даты) фактического начала проверочных действий и контрольных мероприятий и (или) с даты получения налогоплательщиком решения о проведении выездной налоговой проверки.
Решение налогового органа о проведении в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки вынесено в 2020 году (30.12.2020). При таких обстоятельствах нижестоящие суды пришли к правильному выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для включения 2017 года в проверяемый период в рамках выездной налоговой проверки.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 06.04.2022 по делу № А28-3479/2021 ООО "Арсенал")