НК РФ не предусматривает частичной отмены принятых налоговым органом обеспечительных мерПо итогам выездной проверки налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. При этом он также принял решение о принятии обеспечительных мер, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ (запрет на отчуждение имущества без согласия налогового органа, приостановление операций по счетам).
В период с 02.10.2019 по 04.10.2019 налогоплательщиком произведена частичная оплата задолженности по решению налогового органа в сумме 54 639 823 рубля. Оставшаяся сумма задолженности (122 938 777 рублей 73 копейки) оплачена налогоплательщиком в полном объеме в период с 30.12.2019 по 16.04.2020.
Информация о погашении задолженности поступила в налоговый орган 20.04.2020, после чего он сразу отменил приостановление операций по счетам.
Тем не менее, налогоплательщик счел, что налоговый орган в нарушение п. 8 ст. 76 не осуществил необходимые действия, направленные на отмену решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика уже после частичной оплаты налогоплательщиком доначисленной задолженности.
По его мнению, отсутствие в НК РФ правил о частичной отмене решения о принятии обеспечительных мер не препятствует налоговому органу обеспечить баланс интересов бизнеса и государства путем отмены мер обеспечения, в которых отпала необходимость, поскольку в НК РФ запрет на частичную отмену принятых мер обеспечения также не установлен.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.
Основания для отмены или замены обеспечительных мер перечислены в п. 11 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что отмена обеспечительных мер, принятых по решению налогового органа до вступления в законную силу решения по результатам налоговой проверки возможна только в случае полного его исполнения, а безусловная замена обеспечительных мер допускается только в случае предоставления налогоплательщиком банковской гарантии. Какого-либо иного уточнения, частичной отмены, замены решения о принятии обеспечительных мер, в том числе и после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, законодательством не предусмотрено.
Частичная оплата доначисленых сумм основанием для отмены обеспечительных мер не является.
При этом суды учли, что положения ст. 101 НК РФ являются специальными по отношению к ст. 76 НК РФ.
Судья ВС согласился с выводами нижестоящих судов и отказал налогоплательщику в передаче его жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
(отказное определение ВС РФ от 16.02.2022 по делу № А33-27033/2020 ООО "ГазНефтеСтрой-Сервис")Суд признал, что налоговый орган правомерно истребовал у аудиторской организации документы, не содержащие сведения, составляющие аудиторскую тайнуНалоговый орган вне рамок налоговых проверок направил в адрес налогоплательщика (аудиторская организация) требование о представлении документов, подтверждающих факт реального взаимодействия налогоплательщика с одним из своих клиентов (договоры на оказание аудиторских услуг, сведения о непосредственном исполнителе по ним).
Налогоплательщик направил налоговому органу отказ в представлении документов, указав на нарушение налоговым органом его прав, установленных пп. 11 п.1 ст.21, ст.93.2 НК РФ, с указанием на то, что он является аудиторской организацией, согласно ч 1 ст.9 ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией при оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг и истребуются налоговым органом в специальном порядке.
В связи с этим отказом налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности в виде штрафа.
Суды признали наложение штрафа правомерным, отметив следующее.
В силу прямого указания закона сведения о заключении договора аудиторских услуг не охватываются понятием аудиторской тайны. Налоговым органом в данном случае истребованы не документы, либо сведения, являющиеся предметом аудиторской проверки, либо полученные аудиторской организацией в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, а сведения о заключении договоров аудиторских услуг с конкретным контрагентом с целью установления реальных хозяйственных отношений по их оказанию и подтверждения оснований для оприходования услуг в учете данного контрагента, которые не составляют аудиторскую тайну по смыслу ч. 1 ст. 9 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и не относятся к сведениям, указанным в ст. 93.2 НК РФ.
Информация запрашивалась у Общества по конкретной сделке как у одной из ее сторон и вне рамок проведения налогового контроля, что может являться предпроверочным анализом деятельности налогоплательщика для включения его в план проверок, а также быть связано с установлением следующего звена цепочки контрагентов.
Суд кассационной инстанции в итоге указал, что документы (информация), полученные при осуществлении налогоплательщиком аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (сведения о проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, мнение аудиторской организации о достоверности такой отчетности и т.д.), налоговым органом в данном случае не истребовались, поэтому суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений ст.ст. 93.2 НК РФ.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.02.2022 по делу № А67-1158/2021 ООО "АКФ "Контабил")