Суд признал необоснованной квалификацию выполненных налогоплательщиком работ как НИОКР с отнесением затрат по ним на расходы с повышающим коэффициентом Налогоплательщик в уточненной налоговой декларации за 2014 год, представленной 26.03.2018, заявил расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ("НИОКР"), осуществленные в 2014 и соответствующие Перечню научных исследований и опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988; затраты включены в состав расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ). Одновременно он представил необходимый отчет о НИОКР.
По итогам повторной выездной налоговой проверки этой уточненной налоговой декларации налоговый орган доначислил недоимку. При рассмотрении спора о правомерности ее доначисления суды руководствовались заключениями специалистов и экспертов и согласились с их основными выводами, которые сводились, в частности, к тому, что выполненные работы (за исключением одной из глав) не являются научными исследованиями, элементов научной новизны в представленном отчете о НИОКР не содержится; полученная в результате выполнения указанных работ новизна не является научной.
В итоге спор был рассмотрен в пользу налогового органа. При этом суд кассационной инстанции отметил в своем постановлении, что для применения п. 7 ст. 262 НК РФ требуется не просто несение расходов на НИОКР, но расходов, соответствующих целям внесения в закон указанной нормы, и подтвержденных в установленном порядке. Данный правовой подход правильно применен нижестоящими судами исходя из пояснительной записки к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главы 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", законопроекта № 66610-5.
Особо отмечено также, что спорные работы были направлены на модификацию программных продуктов компании, не имели цели получения значимых научных результатов, которые могли бы быть использованы при решении аналогичных прикладных задач. И если исследуемые работы направлены на усовершенствование применяемых технологий и/или методов организации управления в рамках одной компании, на создание новых или совершенствование услуг, оказываемых исключительно налогоплательщиком, решение само по себе не является основанием для признания этих работ НИОКР, так как значимость этих работ для налогоплательщика не свидетельствуют об их значимости для российской науки в целом.
Отклонен довод налогоплательщика о получении необходимых патентов. Здесь суд указал, что сам по себе факт выдачи патента, исходя из содержания норм ГК РФ о патентном праве, не может служить свидетельством новизны процесса и результата НИОКР для целей налогообложения, поскольку требование новизны для целей выдачи патента не связано с важными для НИОКР характеристиками: новизна результатов инженерно-технической деятельности; актуальность выполненных работ; степень воздействия полученного результата на науку и технику.
(постановление АС Московского округа от 24.12.2021 по делу № А40-158523/2020 АО "Лаборатория Касперского") Отнесение налоговым органом имущества к той или иной амортизационной группе по итогам предыдущей выездной проверки не исключает отнесение его другой группе по итогам следующей выездной проверкиНалоговый орган провел выездную проверку по всем налогам за 2015-2017 гг. По ее итогам он пришел к выводу о том, что налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций в результате завышения расходов, вследствие неправомерного включения основных средств - АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) во 2-ю амортизационную группу, в действительности относящихся к 5-й амортизационной группе.
Суды согласились с выводами налогового органа, установив, что спорные объекты основных средств по своим техническим свойствам способны не только контролировать и измерять технологические процессы, но и осуществлять ряд функций по самостоятельному управлению конкретным технологическим процессом.
Между тем, налогоплательщик сослался на результаты предыдущей выездной налоговой проверки за 2011 - 2012 гг., согласно которым ФНС России подтвердила правильность отнесения оборудования во 2-ю амортизационную группу (Решение ФНС России от 13.05.2015 № СА-4-9/8040@).
Суды отклонили этот довод исходя из следующего. Установленные в ходе налоговой проверки за 2011-2012 гг. обстоятельства существенно отличаются от обстоятельств, установленных в рамках настоящей налоговой проверки. В рамках первой проверки налоговый орган установил, что в ОКОФ отсутствуют вид и подкласс кода ОКОФ, достоверно соответствующие назначению и составу спорных объектов основных средств, в связи с чем присвоил спорным объектам классовый код ОКОФ 14 3699000 "Машины и оборудование прочие, не включенные в группировки".
В ходе же настоящей проверки на основании ст. 95 НК РФ проведена техническая экспертиза, которая подтверждает вывод налогового органа о необходимости отнесения спорных объектов АСУ ТП к 5-й амортизационной группе по видовому коду ОКОФ 14 3520580 7 "Аппаратура и устройства специализированные для автоматизации технологических процессов".
Кроме того, само по себе отсутствие налоговых претензий ранее не обязывает налоговый орган придерживаться такой же позиции, если при новой налоговой проверке выявлено несоответствие действий налогоплательщика закону на основании исследования и оценки представленных для проверки документов, подтверждающих подлинное экономическое содержание соответствующей хозяйственной операции. Защите подлежат именно правомерные, а не любые ожидания налогоплательщика. Налогоплательщик при определении налоговых обязательств должен ориентироваться в первую очередь на нормы закона, а не позицию отдельного налогового органа. Иное означало бы, что в случае ошибочной квалификации действий налогоплательщика, приводящей к уменьшению налогообложения, нарушается принцип равенства, а налогоплательщик получает необоснованное преимущества по отношению к налогоплательщикам, занимающимся аналогичной деятельностью.
(постановление АС Московского округа от 17.12.2021 по делу № А40-110147/2020 ПАО "Славнефть - ЯНОС") ОЦЕНКА TAXOLOGY Пожалуй, особый интерес в этом деле представляет очередной случай упоминания судом принципа правомерных ожиданий налогоплательщика и того, что в данной конкретной ситуации он неприменим. При этом в судебных актах не отражено достаточно подробно, что же именно препятствовало налоговому органу в ходе предыдущей проверки достоверно установить к какой амортизационной группе относится спорное имущество. Констатируется, лишь что в материалах проверки не было заключений специалистов и экспертов о том, что сам налогоплательщик неверно определил амортизационную группу. Но вряд ли этот довод является достаточным. Соответственно, остается открытым, например, вопрос о том, должен ли налогоплательщик нести бремя неосуществления налоговым органом контрольных мероприятий, которые он должен был провести, но не провел (к примеру, в ходе одной налоговой проверки, не назначив экспертизу, налоговый орган пришел к одним выводам, а в ходе другой проверки такая экспертиза была проведена, на оснований нее налоговый орган пришел совсем к другим выводам применительно к одной и той же ситуации).