Изъятие правоохранительными органами у налогоплательщика документов, которые были истребованы налоговым органом, не является основанием для освобождения его от налоговой ответственности за их непредставление В рамках выездной проверки налогоплательщику было направлено требование о предоставлении документов. Поскольку в установленный срок документы представлены не были, налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа.
Оспаривая решение о привлечении к ответственности налогоплательщик среди прочего приводил довод о невозможности представить документы по требованию в связи с их изъятием правоохранительными органами.
При рассмотрении спора в суде было установлено, что совершенное налогоплательщиком правонарушение, выразилось в непредставлении конкретного количества счетов-фактур, предъявленных конкретным организациям.
Между тем, как следует из протокола обыска (выемки), представленного налогоплательщиком, у него сотрудниками МВД России изъяты договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, товарные накладные по взаимоотношениям с этими контрагентами с указанием количества папок с изъятыми документами.
В связи с этим налоговый орган (в пользу которого рассмотрен спор), отметил, что идентифицировать указанные счета-фактуры в качестве изъятых у налогоплательщика сотрудниками МВД России, согласно протоколу обыска (выемки), не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 482 «Об утверждении Положения о порядке снятия копий с документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики», по ходатайству законного владельца документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовному делу о преступлении, указанном в ч. 1 ст. 81.1 УПК РФ, ему предоставляется возможность снять за свой счет копии с изъятых документов, в том числе с помощью технических средств, в порядке, установленном Правительством РФ.
Между тем, документы, свидетельствующие о принятых налогоплательщиком мерах по получению копий изъятых документов, а также об отказе правоохранительных органов в представлении ему возможности изготовления копий с указанных документов, в материалы настоящего дела налогоплательщиком не представлены.
(решение АС г. Москвы от 12.10.2021 по делу № А40-156830/2021 ООО «ЖИЛТРЕСТ») ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело подсвечивает еще одну из проблем правоприменительной практики, связанную с истребованием у налогоплательщика налоговыми органами документов и привлечением его к ответственности за их непредставление. Позиция суда идет вразрез с распространенной позицией о том, что физическое отсутствие у налогоплательщика истребуемых документов (к тому же по независящим от него причинам) должно исключать ответственность за их непредставление. Кроме того, учитывая, что налоговое и уголовно-процессуальное право являются самостоятельными отраслями права, представляется, что возможность реализации налогоплательщиком тех или иных прав в рамках УПК сама по себе не отменяет факта отсутствия у него изъятых документов и не обязывает его изготавливать за свой счет их копии с целью последующего предоставления налоговому органу. Помимо этого, представляется неразумным возлагать на налогоплательщика негативные последствия независящей от него невозможности соотнесения изъятых документов и документов, истребованных налоговым органом.
Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК со ссылкой на п. 4 ст. 81 НК не исключает квалификации его нарушения как повторного/аналогичного, даже если предыдущее привлечение не основывалось на указанной ссылке В отношении налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка за 2012-2013 годы, после ее окончания вынесено решение от 26.09.2016, которым налогоплательщику начислен налог на прибыль организаций и штраф по ст. 122 НК РФ за неправомерное включение в состав расходов амортизационных отчислений по приобретенному у контрагентов имуществу (вагонов).
До обжалования этого решения налогоплательщик вновь включил в состав расходов (теперь уже за 2014-2016 годы) амортизационные отчисления по вагонам, приобретенным у перечисленных выше контрагентов, с учетом длительности лизинговых отношений.
Однако после подтверждения судом законности решения от 26.09.2016, произведенных по нему начислений и обоснованности привлечения к ответственности, в том числе по данному эпизоду, налогоплательщик 15.11.2017 представил уточненные декларации, в
том числе за 2016 год, в которых исключил из состава расходов спорные суммы
амортизационных отчислений, приходящиеся на основные средства приобретенные у указанных выше контрагентов, тем самым увеличил сумму налога к доплате.
В связи с тем, что уточненная декларация от 15.11.2017 была представлена налогоплательщиком после начала новой выездной проверки (решение от 30.06.2017) налогоплательщик привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ ввиду несоблюдения условий освобождения от ответственности, предусмотренных п. 4 ст. 81 НК РФ. При этом, ввиду повторности данного правонарушения штраф был увеличен в два раза на основании п. 2 ст. 112 НК РФ и п. 4 ст. 114 НК РФ.
По мнению налогового органа, нарушение (подача уточненной декларации с увеличением суммы налога к доплате после начала выездной проверки) является повторным ввиду включения в первоначальную декларацию спорных расходов, которые ранее уже были признаны необоснованными, и исключение их только после подтверждения законности решения по предыдущей проверке судом.
По мнению налогоплательщика, в данном случае правонарушение не является повторным в виду отсутствия основного квалифицирующего признака – аналогичности.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с налогоплательщиком. По их мнению, аналогичность правонарушения здесь была бы, если бы налогоплательщик регулярно подавал уточненные декларации только после того, как ему становилось известно о факте назначения выездной налоговой проверки.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, отметив следующее. Как указывает налоговый орган (доводам которого суды не дали надлежащей оценки), основанием для взыскания штрафа явился факт неуплаты налога в сроки, установленные НК РФ, который исчисляется в свою очередь от суммы неуплаченного налога, а не сама по себе подача налогоплательщиком уточненной декларации. Подача уточненных деклараций (15.11.2017) не изменяет факт неуплаты налога в сроки, установленные законом (28.03.2017).
Решение налогового органа от 26.09.2016 вступило в силу 09.01.2017, а по состоянию на 28.03.2017, т.е. менее чем через 12 месяцев, необходимых для констатации повторности (срок уплаты налога на прибыль за 2016 год и дата предоставления первичной декларации), налогоплательщик совершил аналогичное правонарушение (неуплата налога в соответствующей части), а именно неправомерно занизил налоговую базу по налогу на прибыль организаций путем неправомерного включения в состав расходов амортизационных отчислений по приобретенному имуществу у одних и тех же контрагентов
(постановление АС Московского округа от 28.10.2021 по делу № А40-3084/2020 АО «ВЭБ-лизинг»)