Суд определил, в каком случае налогоплательщик не вправе ссылаться на принцип поддержания доверия к закону и действиям государства
Налогоплательщик при определении показателя количества направленного на переработку нефтяного сырья при исчислении акциза за январь – март 2019 г. использовал массу брутто.
При этом он руководствовался Приказом Минэнерго России от 20.12.2018 № 1188, которым утвержден Порядок определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье (далее – Порядок), который вступил в действие с 01.01.2019.
Первоначальной редакцией пункта 3 Порядка предусматривалось, что количество нефтяного сырья (Vнс) определяется в каждом налоговом периоде (календарном месяце) в массе брутто в тоннах. Однако Приказом Минэнерго России от 20.03.2019 № 256 пункт 3 Порядка изложен в новой редакции, согласно которой количество нефтяного сырья (Vнс) определяется в каждом налоговом периоде (календарном месяце) в единицах массы нетто в тоннах.
В связи с этим налоговый орган (а затем и суды), установив необоснованное завышение налогоплательщиком объема нефтяного сырья (определенного в массе брутто вместо массы нетто), направляемого на переработку, пришли к выводу о завышении им суммы акциза на нефтяное сырье, предъявленной к возмещению.
Между тем, налогоплательщик среди прочего ссылался на то, что он (с учетом ст. 5 НК РФ и принципа поддержания доверия к закону и действиям государства) правомерно пользовался показателем количества направленного на переработку нефтяного сырья (масса брутто) при исчислении акциза за январь – март 2019 г., исходя именно из первоначальной редакции п. 3 Порядка.
Суды не согласились с этим доводом, и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав, в частности, следующее (учитывая имеющиеся позиции ВС и Суда ЕС).
Принцип защиты правомерных ожиданий может применяться, если ожидания того или иного лица основаны на явном, безусловном и последовательном подтверждении правомерности его поведения со стороны государства. При этом на принцип защиты правомерных ожиданий не может полагаться предусмотрительный и разумный участник экономической деятельности, который должен был ожидать применения соответствующих мер со стороны государства.
В данном случае, внесенные Минэнерго России изменения направлены на исправление ошибки, допущенной при принятии первоначальной редакции Порядка, и по существу связаны с приведением п. 3 Порядка в соответствие с положениями НК РФ. Эта ошибка исправлена в достаточно короткие сроки, а именно, по прошествии нескольких месяцев после начала применения нового механизма исчисления акциза в отношении нефтяного сырья. Следовательно, само по себе то обстоятельство, что первоначальная редакция пункта 3 Порядка сохраняла действие в течение первых трех месяцев действия нового механизма исчисления акциза, не могло привести к формированию у налогоплательщиков устойчивых ожиданий относительно оценки их поведения как правомерного со стороны государства.
(отказное определение ВС от 12.10.2021 по делу № А40-68620/2020 ПАО "Татнефть") ОЦЕНКА TAXOLOGY Редкий, но крайне показательный пример неприменения судом принципов поддержания доверия к закону и действиям государства и разумных ожиданий налогоплательщика в ситуации, связанной не с поведением налогового органа, а с нормативным регулированием того или иного вопроса налогообложения. Позиция суда фактически обязывает налогоплательщика при применении «ошибочных» норм отступать от формально установленных ими правил и давать им оценку на предмет их адекватности, места в правовом регулировании, целесообразности и других оценочных категорий. По сути ВС РФ в очередной раз предложил смотреть в суть вопроса, а не на его внешнее оформление.
Пункт 2.1 ст. 52 НК РФ, признающий правомерным перерасчет налоговым органом земельного налога, если пересчет имел место до вступления этой нормы в силу, не нарушает конституционных прав налогоплательщика
Налогоплательщик оспорил в Конституционном Суде РФ ряд норм НК РФ, в т.ч. п. 2.1 ст. 52, устанавливающий, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом; при этом такой перерасчет не осуществляется, если это влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Поводом для обращения налогоплательщика в КС РФ стало то, что актами арбитражных судов ему отказано в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пени, направленных ему налоговым органом, основанием для выставления которых послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за период 2015–2017 годов, сумма которого исчислена в ранее направленном налоговом уведомлении.
Кроме того, суды пришли к выводу о законности осуществления налоговым органом перерасчета суммы земельного налога, в том числе с учетом того, что он состоялся до вступления в силу статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
По мнению налогоплательщика, оспариваемые законоположения противоречат ст.ст. 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 34–36, 45, 46, 53 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, в частности, не предполагают придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков.
КС РФ отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, указав следующее (в части оспаривания п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Федеральный законодатель фактически установил запрет на перерасчет отдельных налогов за прошедшие налоговые периоды в сторону увеличения и тем самым улучшил положение отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии же с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Следовательно, п. 2.1 ст. 52 НК РФ, принятый федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
(отказное определение КС РФ от 28.09.2021 № 1697-О гр. Санинский)