Суд признал незаконной выемку документов у налогоплательщика, в отношении которого не проводилась налоговая проверка В отношении третьих лиц проводилась выездная налоговая проверка. Указанные лица размещались в помещениях, предоставленных им налогоплательщиком, и находились по одному и тому же адресу с ним. При этом в отношении самого налогоплательщика налоговая проверка не проводилась.
В ходе данной проверки налоговый орган произвел выемку документов и предметов из кабинета руководителя налогоплательщика несмотря на то, что при предъявлении
сотрудниками налоговых органов требований в обеспечении доступа в этот кабинет
руководитель указал на принадлежность данного кабинета именно налогоплательщику и ему как генеральному директору последнего.
В связи с этим налогоплательщик обжаловал в суде выемку документов и предметов из его помещения, и суд удовлетворил его требование исходя из следующего.
Оспариваемая выемка производилась не на территории проверяемых лиц, а на
территории налогоплательщика, в отношении которого решения о выездной налоговой
проверке не принималось, постановления о выемке предметов и документов не выносилось. Об указанных обстоятельствах должностные лица, производящие выемку, осведомлены. Документы, подтверждающие полномочия налогового органа производить выемку в помещениях, принадлежащих налогоплательщику, в материалы дела не представлены. Из материалов дела не следует, что налоговым органом было предъявлено требование о добровольной выдаче документов и предметов до принудительного их изъятия.
Предположение налогового органа о наличии между заявителем и проверяемыми лицами признаков взаимозависимости само по себе не может свидетельствовать о том, что такие основания для производства выемки действительно имелись. По смыслу статей 31, 94 Налогового кодекса проведение выемки документов не может быть произвольным и возможно только у лица, в отношении которого в установленном законом порядке проводится налоговая проверка.
(постановление АС Поволжского округа от 22.09.2021 по делу № А06-14570/2019 ОАО "Антикормаш") НК не требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи самого налогоплательщика на электронном образе доверенности на своего представителя Налогоплательщик через своего представителя направил по ТКС в налоговый орган обращение с сканированным образом бумажного вида нотариальной доверенности.
Налоговый орган направил Уведомление об отказе в приеме документов по причине неправильного указания (отсутствия) сведений по доверенности, несоответствия учетных данных по представителю налогоплательщика в поступившем электронном документе и в информационном сообщении о доверенности.
Вышестоящий налоговый орган (УФНС) признал отказ в приеме документов правомерным. По мнению УФНС, нотариальная доверенность может быть передана по ТКС в ИФНС исключительно с ЭЦП доверителя. В ссылке на п. 3 ст. 29 НК РФ предусмотрена передача по ТКС обычной доверенности с электронной подписью доверителя, а не нотариальной.
В суде налоговый орган поддержал позицию о том, что для подтверждения
волеизъявления доверителя-налогоплательщика нужна усиленная квалифицированная электронная подпись самого налогоплательщика на электронном образе нотариальной доверенности. Для определения налоговым органом лица, уполномоченного действовать от имени и в интересах доверителя - налогоплательщика, а также для определения круга полномочий представителя инспекция должна владеть либо оригиналом доверенности, оформленной в соответствии со статьями 185, 186 ГК РФ, на бумажном носителе (заверенной копией на бумажном носителе), либо ее электронным образом (то есть преобразованным в электронную форму путем сканирования с сохранением всех реквизитов), подписанным ключом ЭЦП доверителя, являющимся аналогом собственноручной подписи подписавшего доверенность лица (доверителя).
Суд не согласился с налоговым органом и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав следующее.
Действующим законодательством не установлена связь между применением усиленной квалифицированной электронной подписи или способом представления документа в налоговый орган и волеизъявлением доверителя-налогоплательщика. В противном случае необходимость представления документов в налоговый орган с усиленной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика противоречила бы природе самого института представительства, основной задачей которого является совершение действий от имени и в интересах представляемого лица в пределах данных ему полномочий.
(решение АС г. Москвы от 14.09.2021 по делу № А40-164015/2021 ИП Писаренко)