Суд признал, что неознакомление налогоплательщика с базой 1С контрагента в ходе налоговой проверки не нарушает его прав По итогам проверки налоговым органом сделан вывод о финансовой подконтрольности, взаимозависимости третьего лица (контрагента) с проверяемым налогоплательщиком на основании обнаружения в ходе оперативно-розыскных мероприятий и выемок файла с наименованием «1-6 Meridian», который идентифицирован налоговым органом как бухгалтерская программа 1С контрагента.
Налогоплательщик с целью проверки обстоятельств вменяемого ему правонарушения, основанного на вышеуказанной базе 1С, и выводов о финансовой подконтрольности, сделанных налоговым органом, формирования позиции защиты и предоставления в налоговый орган дополнительных доказательств ходатайствовал о вручении указанной в акте базы и об ознакомлении с ней.
По мнению налогоплательщика, налоговым органом в нарушение п. 3.1 ст. 100 НК РФ не вручена налогоплательщику бухгалтерская база контрагента, а врученные файлы бухгалтерской базой не являются, открыть и осмотреть их не представилось возможным даже с привлечением специалиста. В связи с этим налоговый орган лишил его права на получение документов (сведений), ознакомление с ними в полном объеме, возможности представления доказательств и позиции относительно вывода о финансовой подконтрольности, а также права на защиту.
С этим доводом налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников налогового органа, выразившихся в невручении бухгалтерской базы контрагента и в неознакомлении налогоплательщика с ней.
Суд рассмотрел спор в пользу налогового органа исходя из следующего.
Ранее правоохранительными органами были представлены в налоговый орган обнаруженные на компьютерах сотрудников третьего лица файлы под названием «1-С Meridian», представляющие собой базу данных бухгалтерской программы «1-С Бухгалтерия», а также снимки экрана (скриншоты) с ошибками при попытке открытия данных файлов с помощью программы «1С-Бухгалтерия».
Эти файлы направлялись налогоплательщику, но он не смог их открыть и настаивал на предоставлении налоговым органом исправной копии базы 1С. Однако налоговый орган ответил, что открыть данную базу оказалось невозможным и для него самого, и для правоохранительных органов, что подтверждается скриншотами, зафиксировавшими неудачные попытки получения доступа к указанным файлам.
Кроме того, налоговым органом в акте проверки лишь отражен факт обнаружения базы 1С контрагента, при этом анализ информации, содержащейся в указанной базе, какие-либо сведения, содержащиеся в файлах из папки «1-С Meridian», не использовались в качестве доказательств совершения вменяемого налогоплательщику налогового правонарушения. Таким образом, невозможность ознакомления налогоплательщика с содержимым бухгалтерской базы 1С не привела к нарушению его прав на ознакомление с материалами выездной налоговой проверки и представления возражений.
(решение АС г. Москвы от 06.08.2021 по делу № А40-24249/2021 ООО "Экодевелопмент")
ОЦЕНКА TAXOLOGYДостаточно интересный случай, когда суд, давая оценку праву налогоплательщика на ознакомление с информацией, полученной налоговым органом в ходе налоговой проверки, учитывает не только и не столько получение или неполучение налогоплательщиком этой информации, сколько наличие у него реальной фактической возможности ознакомления с этой информацией. Суд в целом предсказуемо исходит из того, что баланс интересов налогоплательщика и налогового органа не может быть нарушен, когда не только налогоплательщик, но и налоговый орган не имеют возможность ознакомления с одной и той же информацией, а налоговый орган при этом, соответственно, еще и не может использовать ее против налогоплательщика. Что, однако, в рамках уже другого спора по самой проверке оставляет вопросы по поводу правомерности любых ссылок инспекции на такие доказательства, даже если непосредственно выводы их них не сделаны.
Недостаточность представленной налогоплательщиком информации о причинах и размере убытка, влечет ту же ответственность, что и ее непредставление В рамках камеральной проверки по налогу на прибыль налоговым органом у налогоплательщика на основании абз. 3 п. 3 ст. 88 НК были истребованы пояснения, обосновывающие размер полученного убытка с указанием конкретных причин, повлиявших на получение убытка и его сумму, а именно: 1) какие финансово-хозяйственные операции повлияли на формирование убытка (указать конкретную причину, например, убыток от сделки или списание дебиторской задолженности или иные причины), а также представить сведения (пояснения) в отношении указанных операций (дата, номер, реквизиты договоров, приказов, актов и иных документов, подтверждающих правильность формирования налоговой базы), 2) если есть убытки по сделкам от продажи товаров (работ, услуг) по основной деятельности, то указать по какому договору (номер, дата договора, ИНН контрагента, сумма убытка, акты выполненных работ и реквизиты иных документов, которые влияют на формирование убытка).
В ответ на это налогоплательщик представил пояснения, из которых следует, что убыток связан с сезонностью при выполнении работ по ремонту судов, с цикличностью, которая характерна для судостроительной отрасли вследствие длительного цикла производственного процесса в судостроении, низким процентом рентабельности, с переносом на более поздние сроки или отменой ряда крупных военных проектов и проектов по гражданскому судостроению.
Налоговый орган посчитал эту информацию недостаточной, повторно истребовал пояснения, но налогоплательщик вновь дал тот же самый ответ. Тогда налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности, по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб. Данная норма предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений.
Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности, ссылаясь, в частности, на то, что обязанность по представлению затребованных налоговым органом пояснений, обосновывающих размер полученного убытка, им исполнена. Налоговый орган необоснованно направляет требование о предоставлении пояснений по обоснованию конкретных причин и сумм, которые повлияли на формирование убытка.
Налоговый орган в ответ на это указал, что в пояснениях налогоплательщика нет информации о хозяйственных операциях, периодах (датах) их возникновения, измерительных характеристиках операций, соответственно, невозможно проанализировать операции, включенные в состав расходов и доходов, оценить правомерность их учета для целей налогообложения. Такие пояснения не являются пояснениями в понимании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ.
Суды согласились с налоговым органом, отметив, в частности, что пояснения относительно заявленного в налоговой декларации убытка не могут носить общий характер, поскольку в силу прямого указания нормы п. 3 ст. 88 НК обоснование налогоплательщиком размера полученного убытка предполагает предоставление конкретных сведений (данных), раскрывающих причины возникновения убытка именно в том размере, в котором он заявлен в налоговой декларации, иначе теряется сам смысл, заложенный в данной норме. Фактически налогоплательщик не представил налоговому органу по его требованиям надлежащие пояснения и правомерно привлечен к ответственности.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 13.08.2021 по делу № А82-19019/2020 ООО "Верфь братьев Нобель")