Дайджест № 194
Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 194
отмечаем дела:
1)
Суды снова требуют от налоговых агентов получать подтверждение резидентства иностранной организации до выплаты им дохода
2)
Проведение допросов свидетелей в период ковидных ограничений – не повод признавать их недопустимыми доказательствами
3)
Назначение одного из акционеров управляющим-ИП с выплатой вознаграждения от оборота компании признано направленным на прикрытие трудовых отношений
4)
Любопытное дело о смысле региональной налоговой льготы, связанной с благотворительностью на территории региона, – под льготу подпадают только пожертвования, остающиеся в области
И многое другое...
Международное налогообложение
При выплате дохода иностранному филиалу банка, зарегистрированного в другом иностранном государстве, предоставление сертификата резидентства является обязательным

Налогоплательщик выплатил заемные проценты Австрийскому филиалу банка, зарегистрированного в Лихтенштейне. Для подтверждения освобождения выплат от налогообложения на территории Российское Федерации он представил выписку из территориального реестра юридических лиц, подписанную Судом по торговым делам г. Вена, который подтверждает факт постоянного местонахождения филиала на территории Австрии.

По итогам проверки налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 1 квартал 2020 года налогоплательщику доначислен налог на доходы иностранных организаций. Основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности явился вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком не соблюдены условия, предусмотренные п. 3 ст. 310 НК РФ (подтверждение налогового резидентства иностранного получателя дохода).

Представленный налогоплательщиком документ не может быть принят в качестве подтверждения постоянного местонахождения филиала банка, поскольку подписан не уполномоченным лицом, которым в Австрийской Республике является Министр Финансов или его уполномоченный представитель. При этом в Австрии находится лишь филиал банка, сам банк находится в Лихтенштейне, с которым у РФ нет соглашения об избежании двойного налогообложения.

После окончания камеральной проверки налогового расчета налогоплательщик представил подтверждение, выданное налогово-финансовым ведомством Австрии о том, что компания австрийский филиал действительно является австрийском налоговым резидентством. Однако данные документы получены налоговым агентом после окончания камеральной проверки и после принятия налоговым органом оспариваемого решения, в связи с чем, как указал суд, не могут быть приняты в качестве доказательства недействительности ненормативного акта налогового органа.

Между тем, налогоплательщик сослался также на то, что в силу ст. 310 НК РФ в случае выплаты доходов по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

Однако суд, рассмотревший в итоге спор в пользу налогового органа, отклонил эту ссылку, указав, что эта норма имеет прямое отношение только к самому иностранному банку, то есть к его головному офису, ограничивая тем самым автоматическое применение нормы к филиалам иностранных банков.

Поскольку в рассматриваемом случае налогоплательщиком осуществлялась выплата дохода Австрийскому филиалу банка, зарегистрированного в Лихтенштейне, предоставление подтверждения местонахождения контрагента, выданного компетентным органом, является обязательным.

(постановление 13 ААС от 14.07.2021 по делу № А56-16972/2021
АО "Ленстройтрест")
Общие положения налогового законодательства
Проведение допросов свидетелей в период действия антикоронавирусных ограничений ФНС на проведение мероприятий налогового контроля само по себе не нарушает прав налогоплательщика

В 2020 году налоговый орган провел выездную проверку, в ходе которой провел допросы нескольких свидетелей с оформлением соответствующих протоколов. При этом с учетом «антикоронавирусного» Постановления Правительства РФ № от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» проведение спорной проверки в это время было приостановлено.

По мнению налогоплательщика, проведение допросов в этот период являлось незаконным. Положения приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 предусматривали запрет на проведение мероприятий налогового контроля в форме допросов, в связи с чем допросы свидетелей, полученные в период действия запрета на проведение допросов, являются недопустимыми доказательствами.

Суд не согласился с данным аргументом налогоплательщика и рассмотрел спор в пользу налогового органа, исходя из следующего.

Во-первых, допросы проводились в период приостановления выездной проверки. По смыслу п.9 ст. 89 НК в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Материалами дела подтверждается, что допрошенные лица не являются сотрудниками налогоплательщика. Допросы указанных лиц осуществлялись в помещении налогового органа с применением средств индивидуальной защиты как со стороны свидетелей, так и со стороны сотрудников налогового органа.

Что касается ссылки налогоплательщика на приказ ФНС от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181, то действительно этим актом территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, было приказано исключить проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами.

Однако действие данного приказа было направлено лишь на обеспечение благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки при осуществлении деятельности налоговых органов в период распространения коронавирусной инфекции. Несоблюдение требований названного приказа, направленных на ограничение и распространение коронавирусной инфекции среди сотрудников налоговых органов, не является достаточным основанием для признания незаконными действий должностных лиц по проведению допросов свидетелей в период действия указанных мер, а также не свидетельствуют о недопустимости доказательств, поскольку данные меры были направлены на минимизацию рисков возникновения и распространения инфекции и каким-либо образом прав налогоплательщика, предусмотренных НК РФ, не нарушили.

(постановление 8 ААС от 20.07.2021 по делу № А70-1658/2021
ООО "АТК "Цезарь")



Отсутствие на сайте ФНС интересующей налогоплательщика общедоступной информации о контрагенте обязывает налоговый орган предоставить такую информацию по отдельному запросу

Налогоплательщик направил в адрес налогового органа запросы в отношении третьих лиц (организаций) с целью узнать, предоставлялась ли ими бухгалтерская и налоговая отчетность за определенные периоды, уплачивались ли ими в эти периоды налоги и имеется ли недоимка, проводились ли в отношении этих организаций мероприятия налогового контроля.

Запросы мотивированы тем, что данная информация необходима в целях подготовки обоснованных возражений на акт проверки, а также в связи с отсутствием / непредоставлением информации в общедоступных источниках, либо с наличием информации только на текущую дату в разделе «электронные сервисы» подраздела «Риски бизнеса» «сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность» сайта ФНС.

Налоговый орган не предоставил информацию по запросам, указав на то, что информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. (электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»). Налогоплательщики самостоятельно могут провести мероприятия по уточнению правового статуса и финансового положения своих контрагентов, исполнению ими требований налогового законодательства.

Налогоплательщик обжаловал отказ в предоставлении информации, но суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогового органа исходя из того, что в силу п. 1.1 ст. 102 НК РФ запрошенные налогоплательщиком сведения с 01.01.2016 подлежат размещению в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и по запросам не представляются.

Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогоплательщика. Суд учел, что на момент направления запросов интересующая налогоплательщика информация на сайте ФНС отсутствовала.

При этом отклонен довод налогового органа о том, что ранее вся запрошенная информация была размещена в открытом доступе, но налогоплательщик своевременно не воспользовался своим правом по проверке своих контрагентов на сайте уполномоченного органа. Суд отметил, что указанное обстоятельство не лишает право налогоплательщика на получение такой информации и не освобождает налоговый орган от обязанности по ее предоставлению (либо путем размещения в открытом доступе, либо в случае отсутствия такой информации в открытом доступе – по запросу налогоплательщика).

(постановление 17 ААС от 20.07.2021 по делу № А50-17/2021
ООО "Глобалгазинвест")
НДФЛ
Суд признал, что заключение договора на управление с взаимозависимым лицом фактически прикрывало трудовые отношения с ним и имело целью лишь минимизацию налогообложения

Между налогоплательщиком и ИП, применявшим УСН («доходы») был заключен договор на оказание услуг по управлению деятельностью налогоплательщика с выплатой вознаграждения в размере 5% от объема реализации.

По итогам проверки налоговым органом был сделан вывод о том, что между ИП (управляющим) и налогоплательщиком фактически складывались взаимоотношения по руководству последним, а договор на управление был заключен формально лишь для того, чтобы минимизировать налоговые обязательства налогоплательщика по налогу на прибыль. Для ИП заключение такого договора повлекло минимизацию налоговых обязательств по НДФЛ. В итоге налогоплательщику доначислен неудержанный им как налоговым агентом НДФЛ, и он привлечен к ответственности по ст. 123 НК.

Налогоплательщик в качестве возражений приводил доводы о том, что между ним и ИП отсутствовали скрытые трудовые отношения. Так, например, режим работы управляющего не соответствовал правилам распорядка трудового дня. Ему не были предоставлены такие социальные гарантии как право на отпуск, оплата временной нетрудоспособности. Он получал вознаграждение один раз в месяц, а не два, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Размер вознаграждения зависел от эффективности его деятельности. Он нес затраты, связанные с оказанием налогоплательщику услуг по управлению (нахождение в командировках), которые ему не возмещались.

Между тем, при рассмотрении дела в суде были установлены следующие обстоятельства. ИП являлся одним из акционеров налогоплательщика и входил в состав его совета директором. Соответственно, вопрос об одобрении договора на оказание услуг по управлению с ИП выносился советом директоров, в состав которого входил сам же ИП. Затем проводилось общее собрание акционеров, в котором участвовали только 4 акционера, в том числе этот же самый ИП. При этом иные кандидатуры на должность управляющего не были предложены советом директоров и не рассмотрены акционерами.

Далее суд обратил внимание также на то, что: 1) договор на управление не содержит подробного описания характера и видов необходимых заказчику услуг, их объемов, а также иных индивидуализирующих конкретные услуги признаков; 2) в силу комплексного характера выполняемой работы деятельность управляющего подконтрольна Совету директоров (п. 2.6 договора), что для обычного взаимодействия сторон в рамках договора возмездного оказания услуг с конкретным предметом не свойственно; 3) за выполнение работы, предусмотрена ежемесячная установленная оплата, размер которой не зависел от фактического объема проделанных управляющим работ и услуг, а зависел от объема реализованной обществом продукции. При этом финансово-экономические показатели общества во внимание не принимались.

В итоге суды всех инстанций согласились с выводом о том, что, заключая с ИП договоры на оказание услуг по управлению, налогоплательщик имел единственный экономический эффект – получение налоговой выгоды. Иных причин, объективно свидетельствующих о невозможности заключения с ИП трудового договора при фактическом осуществлении им функций по управлению обществом в течение длительного времени, налогоплательщик не обозначил.

(отказное определение ВС РФ от 22.07.2021 по делу № А53-15452/2020
АО "ШЗГ")
Налог на прибыль
Ошибочное мнение налогоплательщика об истечении срока давности взыскания дебиторской задолженности не привело к невозможности учесть эту сумму в расходах

У налогоплательщика имелась дебиторская задолженность контрагента (заказчика по договору подряда), срок давности по которой должен был истечь в 2013, 2014 гг. Между тем, в 2013 году контрагент подписал акт сверки задолженности, что, по мнению налогоплательщика привело к перерыву срока исковой давности.

В связи с этим налогоплательщик принял меры к взысканию спорной задолженности лишь в 2016 году, суды при рассмотрении данного гражданско-правового спора разошлись во мнениях относительно истечения срока исковой давности в 2016 году, и в итоге было признано, что этот срок истек в 2013, 2014 гг., поэтому налогоплательщику отказано в иске о взыскании спорной задолженности.

Причиной расхождения судов во мнениях относительно истечения срока давности стал вопрос о том, подписан ли упомянутый акт сверки со стороны контрагента уполномоченным лицом или же такие полномочия у него отсутствовали.

В связи с принятием в 2016 году указанных судебных актов об отказе во взыскании задолженности налогоплательщик в 2019 году представил уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, в которой увеличил внереализационные расходы на сумму безнадежной задолженности.

Налоговый орган по итогам проверки декларации пришел к выводу о том, что спорная сумма неправомерно включена налогоплательщиком в состав внереализационных расходов за 2016 применительно к положениям ст. 78 НК РФ в качестве безнадежной к взысканию. По его мнению, является необоснованным вывод о том, что налогоплательщик до вступления в силу судебного акта по делу о взыскании задолженности был не вправе признавать сумму задолженности безнадежной к взысканию. Судебные акты по этому делу лишь закрепили факт того, что срок исковой давности истек в 2013-2014 и по своей сути установили, что налогоплательщик не проявил должную степень осмотрительности и осторожности, в результате чего пропустил срок. Соответственно указанные судебные акты не могут являться начальным моментом для расчета срока, с которого налогоплательщик узнал или должен был узнать об истечении срока давности. Тем самым он продлил себе срок включения в расходы сумм дебиторской задолженности на 5-6 лет.

Суды не согласились с такой позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив, что налогоплательщик имел с данным контрагентом длительные хозяйственные связи, на исполнении у сторон находилось множество договоров. В рассматриваемом случае налогоплательщик добросовестно оценивал спорную задолженность как подлежащую взысканию в судебном порядке; до принятия судебного акта об отказе в ее взыскании оснований для признания спорной суммы расходов как безнадежной к взысканию не имелось.

(постановление АС Волго-Вятского округа от 19.07.2021 по делу № А82-10792/2020 ООО "ВПС")



Суд признал, что для применения льготной ставки по региональному налоговому закону при осуществлении благотворительной деятельности на территории этого региона должны находиться как благотворитель, так и благополучатель

Региональным налоговым законом была предусмотрена льготная ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет этого региона, для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде 7 и более процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в региональном законе «О благотворительной деятельности».

Налогоплательщик (благотворитель) по договору о сотрудничестве обязался безвозмездно передать контрагенту (Фонду) денежные средства, на строительство общеобразовательной организации (школы) и общежития. Однако предполагалось, что строительство данных объектов будет осуществляться на территории соседнего региона, а не в том регионе, в котором находился налогоплательщик.

В связи с этим налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения налогоплательщиком льготной ставки по налогу на прибыль. По его мнению, для применения льготной ставки необходимо, чтобы и благотворитель (направивший в текущем налоговом периоде 7 и более процентов облагаемой налогом прибыли на указанные в законе социально значимые цели), и благополучатель (получивший такие благотворительные пожертвования) осуществляли деятельность именно на территории своего (а не соседнего) региона, а также состояли на учете в налоговых органах своего региона, в том числе через обособленные подразделения.

Налогоплательщик возражал против такой позиции налогового органа, ссылаясь на то, что региональный налоговый закон прямо указывает на то, что на территории региона должен располагаться только благотворитель, а не благополучатель. Налоговый орган безосновательно посчитал, что и благополучатель должен находиться на территории этого же региона, что является абсурдным, т.к. благотворительная деятельность носит глобальный, общегосударственный характер.

Несмотря на это, суд рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив, что согласно ст. 1 регионального закона «О благотворительной деятельности» данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами и (или) юридическими лицами благотворительной деятельности на территории данной области. Таким образом, региональное налоговое законодательство распространяет свое действие на территорию данной области и направлено на развитие данной области. На основании изложенного, для получения льготы благотворитель и благополучатель должны осуществлять деятельность на территории этой области, состоять на учете в налоговых органах этой области, в том числе через обособленные подразделения.

Средства, используемые на строительство объектов на территории другого субъекта РФ, не могут относиться к благотворительным пожертвованиям в целях применения регионального налогового закона.

(постановление 11 ААС от 08.07.2021 по делу № А55-5446/2021
АО "РЕИМПЭКС")


ОЦЕНКА TAXOLOGY

В этом споре, представляющем интерес как с точки зрения теории налогового права, так и практики, видится очередное противостояние формы (буквы закона) и содержания. На этот раз налогоплательщик исходил из отсутствия прямого формального ограничения на применение налоговой льготы, при осуществлении льготируемой деятельности на территории другого субъекта федерации. Но суд исходит из того, что региональный законодатель предоставляет налогоплательщику льготу не «просто так», а в качестве одного из способов социально-экономического развития конкретного региона, которое (по его мысли) в той или иной степени происходит лишь в случае, если, упрощенно говоря, экономические блага (в частности — финансы, благотворительная помощь) после их перераспределения между хозяйствующими субъектами продолжают оставаться в этом же самом регионе, работать на его экономику.
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.