Введение режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции не является смягчающим обстоятельством при привлечении налогоплательщика к ответственности Налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления о КИК в отношении иностранной компании.
Налогоплательщик не согласился с размером штрафа и просил сначала вышестоящий налоговый орган, а затем — суд, снизить его размер до 5 000 руб. При этом он ссылался на следующие обстоятельства.
Первоначальная информация по КИК была направлена в установленные налоговым законодательством сроки (до 20 марта), однако данные сведения оказались неполными, и по требованию налогового органа от 02.07.2020 в дополнение к ранее переданным документам 10.07.2020 было направлено уточненное уведомление о КИК.
При этом в марте подача сведений по КИК производилась в условиях пандемии коронавируса, что подтверждается указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, которым в Москве введен режим повышенной готовности в связи с распространением COVID-19 (как обстоятельства непреодолимой силы). Следовательно, с 5 марта 2020 года налогоплательщик функционировал в условиях повышенной готовности, активно готовился к переводу сотрудников на удаленную работу. Таким образом, подача сведений о КИК производилась им в условиях действия чрезвычайных обстоятельств, в этот момент он активно переводил сотрудников на удаленную работу, и ошибка, допущенная им, совершена ненамеренно и исключительно в связи со сложностями переходного периода ввиду организации удаленной работы. После выявления ошибки она немедленно была устранена.
Суд отклонил данный довод налогоплательщика, указав следующее.
1) Режим обязательной самоизоляции был введен Указом Мэра г. Москвы № 34-УМ от 29.03.2020г. с 29.03.2020г. Таким образом, уведомление о КИК за 2019 г. должно было быть представлено до ввода режима обязательной самоизоляции (20.03.2020г.). 2) Указ мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» не содержит ограничений на деятельность организаций в период до 20.03.2020. 3) В указанный период не прекращалось осуществление деятельности налогового органа и оператора электронного документооборота. 4) Налогоплательщик не указал, что его деятельность в указанный период также приостанавливалась и не представил доказательств приостановления своей деятельности.
(решение АС г. Москвы от 09.06.2021 по делу № А40-39765/2021 ООО "ПИОНЕР-ИНВЕСТПРОЕКТ") Запрос документов и информации по всем договорам с абонентами за продолжительный период времени не может расцениваться как запрос о конкретной сделке Налоговый орган на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ выставил налогоплательщику (газоснабжающей организации) требование о представлении документов (информации), которым у того истребовались первичные и исправительные счета-фактуры, а также реестры абонентов.
Налогоплательщик сначала дал налоговому органу предварительный ответ, в котором указал на невозможность предоставления всех документов в связи с большим объемом, а также, что счет-фактура на реализацию газа населению является техническим документом, формирующим выручку, и ее печатная форма у налогоплательщика не предусмотрена.
Затем налогоплательщик сообщил о невозможности исполнения ранее направленного требования, поскольку запрашивались документы не в отношении конкретной сделки, а по нескольким тысячам сделок, указанным в истребуемых счетах-фактурах, которые являются обобщающим документом. Также он указал на отсутствие обязанности предоставлять документы, не связанные с конкретной сделкой, вне рамок налоговой проверки.
В связи с непредставлением указанных документов налогоплательщик был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Суд признал этот штраф незаконным исходя из следующего.
В требовании не идентифицированы конкретные сделки, относительно которых истребуются запрашиваемые документы; не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы, а перечислены одновременно все предусмотренные НК РФ основания для истребования документов.
Запрос документов и информации по всем договорам с физическими лицами за продолжительный период времени не может расцениваться как запрос о конкретной сделке. Выставив требование без указания мероприятий налогового контроля, перечислив одновременно все предусмотренные НК РФ основания для истребования документов, объясняя это не предусмотренными НК РФ «особенностями программного комплекса», не указав, какие конкретные сделки связаны с этими документами, налоговый орган приравнял деятельность налогоплательщика по обеспечению газом населения всей области к конкретной сделке, что не соответствует статье 153 ГК РФ, и фактически проводит налоговую проверку деятельности налогоплательщика.
Перечисленные обстоятельства позволили налогоплательщику прийти к правомерному выводу о несоответствии требования положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ и, соответственно, отказаться от его выполнения на основании подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.
(решение АС г. Москвы от 03.06.2021 по делу № А40-20258/2021 ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОМСК") ОЦЕНКА TAXOLOGY Очередной позитивный пример, когда суд пресекает попытку налогового органа истребовать у налогоплательщика значительный и неопределенный массив информации (т.е. истребовать «всё что вздумается»), обязать налогоплательщика частично самому догадываться какие конкретно документы и информация нужны налоговому органу, а затем еще и привлечь налогоплательщика к ответственности за их непредставление. Стоит отметить, что суд видит и прямо отражает в своем решении предполагаемую цель истребования этих документов вне рамок налоговой проверки какого-либо лица - налоговый орган «фактически проводит налоговую проверку деятельности налогоплательщика».