Прощение долга по заемным процентам не освобождает от обязанности по их учету в первоначальной стоимости объекта По итогам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 9 ПБУ 15/2008, налогоплательщик не включал в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, являющихся инвестиционными активами, суммы процентов по займам, направленным на приобретение, сооружение и изготовление инвестиционных активов, а именно: объектов капитального строительства Завода по производству топливных гранул. Данный факт повлек за собой занижение среднегодовой стоимости имущества и налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Налогоплательщик же исходил из того, что кредитор простил ему долг по займу и процентам, соответственно, проценты по договорам займа не подлежат включению в стоимость инвестиционных активов в связи с отсутствием у налогоплательщика обязанности по их уплате. Кроме того, он указывал на то, что включение в стоимость основных средств «прощенных» процентов по займам, ставит его в неравное положение с иными налогоплательщиками, которые учитывают производственное оборудование отдельно от основных средств и не уплачивают с его стоимости налог.
Тем не менее, суды не согласились с доводами налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив, в частности, следующее (подробная мотивировка приведена в апелляционном постановлении по данному делу, с которой затем согласился суд кассационной инстанции).
В результате сделок (договоров займа), заключенных с первоначальным кредитором, у налогоплательщика возникла задолженность по займам и процентам, которая подлежала отражению на счетах бухгалтерского учета. Как следует из абзаца 5 пункта 5 ПБУ 1/2008 факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Следовательно, проценты за предоставленные налогоплательщику займы подлежат признанию им в суммах причитающихся поступлений в течение срока договора займа равномерно независимо от того, когда фактически поступят платежи (поступят ли вообще) согласно заключенным организацией договорам займа.
С учетом окончания строительства спорных объектов в 2014 году, по состоянию на 20.12.2017 первоначальная стоимость уже была сформирована с включением процентов. Нормами законодательства о бухгалтерском учете не предусмотрено исключение из сформированной стоимости инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате по договорам займа, в случае прекращения обязательств по договорам займа.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 11.05.2021 по делу № А29-10922/2019 ООО "ПечораЭнергоРесурс") Суд признал, что установление в 2019 году судом кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01.01.2018 еще не означает, что эта стоимость применима к расчету налога на имущество в 2018 году У налогоплательщика имелось в собственности нежилое здание. Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 № 40557 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г.» установлена стоимость объекта в размере 85 722 460,46 рублей.
Налогоплательщик оспорил эту кадастровую стоимость в суде и решением суда от 09.08.2019 г. кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2018 г. была установлена в размере его рыночной стоимости равной 60 770 000 рублей.
В связи с этим снижением стоимости объекта налогоплательщик уточнил свои налоговые обязательства за 2018 год, но налоговый орган отказал ему в этом, исходя из того, что в 2018 исчисление налога на имущество должно производиться налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости спорного здания, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 № 790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года».
Суд согласился с позицией налогового органа, отметив при этом следующее.
Из решения суда от 09.08.2019 следует, что предметом пересмотра являлась не кадастровая стоимость спорного объекта, утвержденная Постановлением № 790-ПП, а кадастровая стоимость, утвержденная вышеназванным Распоряжением Правительства Москвы от 29.11.2018 № 40557. Согласно п. 4 Распоряжения № 40557 результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2018 (утвержденные данным распоряжением) вступают в силу с 01.01.2019 г
В этой связи применение в целях исчисления налога на имущество организаций за проверяемый период кадастровой стоимости, установленной решением суда от 09.08.2019, действие которого не распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2017 по 01.01.2019, является неправомерным.
(решение АС г. Москвы от 21.05.2021 по делу № А40-264850/2020
ООО КОМПАНИЯ "ПЕРЕДЕЛКИНО") Решение суда о ретроспективном установлении уменьшенной кадастровой стоимости, вступившее в силу после окончания камеральной проверки, признано основанием для признания недействительным решения по итогам этой проверки Налогоплательщику в 2018 году принадлежало нежилое здание кадастровой стоимостью в размере 243 318 321,00 руб. Решением суда от 24.12.2020 по административному делу эта кадастровая стоимость установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 в размере 79 563 409 руб.
Еще до указанной даты судебного решения налогоплательщик представил налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2018 год, результаты которой оформлены актом налоговой проверки, датируемым налоговым органом 08.05.2019. Однако данный акт вручен налогоплательщику только лишь 24.07.2020, а решение по итогам проверки вынесено только 04.09.2020.
В декабре 2020 налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вышеназванного решения налогового органа по итогам камеральной проверки. Он обратил внимание суда на нарушение налоговым органом процедурных сроков, в частности, по его мнению, акт налоговой проверки в действительности составлен в 2020 году.
Суд признал недействительным вышеназванное решение налогового органа и отметил в резолютивной части решения, что налог на имущество за 2018 год должен быть пересчитан исходя из вышеуказанной рыночной стоимости в размере 79 563 409 руб.
В мотивировочной части суд отметил, что обжалуемое решение налогового органа от 04.09.2020 принято через полтора года после того как, по утверждению налогового органа, проведена налоговая проверка. При этом в марте 2020 года налоговый орган продолжал запрашивать у налогоплательщика различную информацию, справку о средней стоимости каждого объекта недвижимости за 2017 г., 2018 г., 2019 г. Требуемая справка представлена налогоплательщиком 03.06.2020. Налоговым органом доначислена недоимка по налогу на имущество за 2018 г., начислены штраф и пени на основании информации, предоставленной налогоплательщиком 03.06.2020. То есть на основании информации, предоставленной за пределами срока проведения камеральной проверки, спустя 13 месяцев после ее якобы окончания.
Кроме того, установлено различие между кадастровой стоимостью принадлежащего налогоплательщику здания и его рыночной стоимостью в два с половиной раза. В связи с чем надлежит произвести перерасчет суммы налога на имущество за 2018 г. по указанному объекту недвижимости исходя из его рыночной стоимости (79 563 409 руб.).
(решение АС г. Москвы от 19.05.2021 по делу № А40-254861/2020 ЗАО "66 МОЗ") ОЦЕНКА TAXOLOGY Решение суда хотя в целом и выглядит позитивным, но вместе с тем может вызвать ряд вопросов в части обоснования. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что на момент вынесения спорного решения налогового органа от 04.09.2020 еще отсутствовало судебное решение от 24.12.2020, уменьшившее кадастровую стоимость. Суд не указывает в решении, на основании каких норм в этом случае можно говорить о незаконности решения налогового органа по итогам проверки (который в свою очередь, вероятно, руководствовался вполне законной стоимостью, утвержденной конкретным нормативным актом); достаточно ли в этом случае упомянутых в решении ссылок на позиции КС и ВС о приоритете рыночной стоимости. Далее суд уделяет достаточно большое внимание нарушению налоговым органом процедурных сроков (и это позитивный момент), но в то же время не называет эти нарушения существенными, влияющими на законность решения налогового органа, т.е. в конечном итоге утрачен смысл упоминания в судебном акте этих нарушений. В итоге вопрос о том, останется ли в дальнейшем этот судебный акт в силе, возможно, пока остается открытым.