Налогоплательщик не вправе требовать опровержения направленных налоговым органом его контрагенту сведений о повышенных налоговых рисках взаимоотношений с таким налогоплательщиком В рамках камеральной проверки налоговой декларации третьего лица (контрагента налогоплательщика) налоговый орган направил ему уведомление о явке на заседание комиссии по рассмотрению материалов налоговой проверки.
В уведомлении было указано, что налогоплательщик при значительных оборотах в налоговой отчетности отражает минимальные суммы налога к уплате в бюджет, не имеет управленческого и производственного персонала (в т.ч. привлеченных по договорам гражданско-правового характера), а также обладает номинальным имущественным положением. Наличие подобных признаков свидетельствуют о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами, сделанными в отношении него в уведомлении, обратился с жалобой в УФНС, в которой просил направить в адрес контрагента информационное письмо с опровержением сведений, порочащих его честь и деловую репутацию, направить ему письменный ответ о принятых мерах в опровержение недостоверных сведений в отношении компании. УФНС оставило это жалобу без удовлетворения.
В суде налогоплательщик указывал, что какие-либо документы (решения, акты) о признании его организацией, обладающей признаками «проблемной» или фирмой «однодневкой», отсутствуют. В отношении него не выявлено схем ухода от налогообложения, иных нарушений налогового законодательства. Он осуществляет деятельность по адресу постоянной регистрации, в установленные сроки сдает налоговую отчетность, получает стабильный доход, численность работников за последние 6 месяцев выросла и составляет 54 человека. Между тем, сведения, содержащиеся в оспариваемом уведомлении, о наличии у него признаков «проблемного» контрагента, признаков «однодневки», не соответствуют действительности, порочат его деловую репутацию. Получив такое уведомление, контрагент разорвет с ним все деловые отношения, что, в свою очередь, повлечет за собой уменьшение (снижение) прибыли в связи с расторжением договора.
Тем не менее, суд также отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, исходя из следующего.
Во-первых, в уведомлении контрагенту налоговый орган указал только лишь на наличие рисков, исходя из положений приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Существует высокая степень риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как «проблемного» (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными. Каких-либо сведений о выявлении схем ухода от налогообложения, иных нарушений налогового законодательства, совершенных налогоплательщиком, уведомление не содержит.
Во-вторых, информация, содержащаяся в официальных документах, не может быть предметом опровержения в порядке, установленном ст. 152 ГК РФ. Такие документы могут быть оспорены лицом, в отношении которого они вынесены, т.е. контрагентом, которому предложено по уведомлению явиться в налоговый орган на заседание комиссии.
(решение АС Иркутской области от 27.04.2021 по делу № А19-2189/2021 ООО "Союз Альянс") Суд признал, что заявление налогоплательщика об устранении ошибки в платежном документе фактически направлено на зачет переплаты по налогу в счет исполнения обязательств в предстоящие периоды Налогоплательщик в 2020 году обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении платежей по НДФЛ. В платежных поручениях, оформленных в октябре-декабре 2015 г., он просил указать периоды: июль-октябрь 2018 г.
Налоговый орган отказал в уточнении платежей, поскольку налогоплательщиком пропущен 3-х летний срок для устранения ошибок в поручениях на уплату налога.
По мнению налогоплательщика, отказ в уточнении является неправомерным, в т.ч. и по той причине, что ранее 3-летнее ограничение отсутствовало. Соответствующая норма появилась позже, ухудшила положение налогоплательщиков и в силу п. 2 ст. 5 НК РФ применяться не должна.
Тем не менее, суд рассмотрел спор в пользу налогового органа со ссылкой на следующие два момента.
Во-первых, из буквального содержания п. 7 ст. 45 НК РФ следует, что такой нормой урегулированы вопросы устранения ошибок, допущенных в поручении на перечисление налога. Принимая во внимание отсутствие у налогоплательщика в 2015 году обязанностей по удержанию и перечислению НДФЛ за 2018 год, следует констатировать, что в 2015 году налогоплательщик не имел законных оснований для уплаты НДФЛ за 2018 год, что исключает вероятность оформления в 2015 году платежных поручений с налоговым периодом 2018 год. При таких обстоятельствах заявление об уточнении платежей не могло квалифицироваться налоговым органом как заявление об устранении ошибок.
Из действительной воли налогоплательщика следует намерение направить вероятную переплату по НДФЛ за 2015 год в счет исполнения налоговых обязательств по НДФЛ за 2018 год. Тем самым заявление налогоплательщика об устранении ошибки фактически направлено на зачет переплаты по налогу в счет исполнения обязательств в предстоящие периоды.
Во-вторых, на момент допущения ошибок в платежных поручениях действовала редакция положений п. 7 ст. 45 НК РФ, не содержащая условий об ограничении права на уточнение платежа периодом трех лет с даты перечисления таких средств в бюджетную систему РФ. Соответствующая поправка вступила в силу лишь с 01.01.2019 г.
Однако данное обстоятельство не может толковаться как ухудшающее положение налогоплательщиков. Федеральным законом № 232-ФЗ от 29.07.2018 в ст. 45 НК РФ так же включена норма, согласно которой установлено трехлетнее ограничение для налоговых органов самостоятельно принимать решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ. Тем самым упомянутым законом для налогоплательщиков и налоговых органов установлены равные ограничения, в связи с чем такие ограничения подлежат применению во всех случаях с 01.01.2019, независимо от того, когда имели место ошибки.
(решение АС Ханты-Мансийского округа от 20.04.2021 по делу № А75-2908/2021 АО "ГСК "Югория")