Суд признал, что дата принятия решения по итогом выездной проверки третьего лица с выявлением схемы «дробления бизнеса» не является моментом, с которого налогоплательщик должен был узнать о возникновении у него переплаты по налогу Налогоплательщик (ИП) являлся плательщиком единого налога по УСН. По результатам выездной проверки третьего лица, в ходе которой налоговым органом была выявлена схема «дробления бизнеса» с участием налогоплательщика, установлено, что доходы последнего фактически являлись доходами этого третьего лица. Соответственно, обязанность по уплате единого налога по УСН отсутствовала, а уже уплаченная сумма является излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику с соблюдением правила о трехлетнем сроке.
При этом изначально сумма единого налога по УСН была уплачена налогоплательщиком в 2015 году и в феврале 2016 года. Решение по итогам выездной проверки третьего лица вынесено налоговым органом 18.09.2019. После этого (06.11.2019) налогоплательщик представил уточненные нулевые декларации по УСН, а затем – заявления о возврате излишне уплаченного налога по УСН за 2014, 2015 гг.
Налоговый орган отказал в возврате переплаты со ссылкой на пропуск налогоплательщиком 3-летнего срока на возврат.
Суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа исходя из того, что срок для возврата излишне уплаченного налога по УСН за 2014, 2015 годы надлежит исчислять со дня уплаты суммы налога, в связи с чем срок для возврата переплаты по налогу истек. При этом, уплачивая в течение 2014, 2015 годов налоги в рамках УСН, налогоплательщик должен был знать, что производит уплату в отсутствие у него такой обязанности, то есть уплачивает налоги в рамках УСН излишне. Налогоплательщик, принимая участие в незаконной схеме минимизации налоговых обязательств, имея обязанность по уточнению своих налоговых обязательств и приведении их в соответствие с реальной финансово-хозяйственной деятельностью задолго до проведения инспекцией выездной налоговой проверки, бездействовал.
Апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции, приняв судебный акт в пользу налогоплательщика, исходя из того, что достоверно узнать об излишней уплате налога ИП мог только после принятия налоговым органом решения по итогам проверки третьего лица, которым его налоговая база за 2014-2016 гг. исчислена в том числе с учетом доходов и расходов ИП за 2014-2015 гг.
Кассационная инстанция отменила апелляционное постановление, оставив решение первой инстанции в силе, отметив в своем постановлении, что налоговым органом установлена причинно-следственная связь между действиями третьего лица и допущенными искажениями сведений об объектах налогообложения, а также совокупность доказательств того, что действия по созданию схемы по незаконной минимизации налоговых обязательств совершены третьим лицом при содействии ИП умышленно.
Таким образом, налогоплательщик, уплачивая в течение 2014, 2015 гг. налоги в рамках УСН, должен был знать, что производит уплату в отсутствие у него такой обязанности, то есть уплачивает налоги в рамках УСН излишне.
(постановление АС Уральского округа от 21.04.2021 по делу № А60-29334/2020 ИП Хабибуллина) ОЦЕНКА TAXOLOGY Судебные акты по данному делу в очередной раз показывают возможность появления разногласий между судами различных инстанций по вопросу о том, с какого момента исчисляется срок давности на возврат переплаты по налогу при реконструкции налоговых обязательств, связанных с рассмотрением дел о «дроблении бизнеса». Скорее всего разброс позиций по этому вопросу продолжится в судах и в дальнейшем, а ответ на него будет формироваться по двум направлениям: 1) в подобных ситуациях существует некий единый момент возникновения осведомленности налогоплательщика о возникновении переплаты (обычно этот момент увязывается с вступлением в силу решения налогового органа по итогам выездной проверки третьего лица, как правило, являющегося бенефициаром всей схемы с дроблением); 2) единого момента возникновения осведомленности в подобных ситуациях не может существовать в принципе. В каждом конкретном случае имеет место своя степень участия/неучастия налогоплательщика в упомянутой схеме и различная степень его осведомленности о ее наличии (схожий пример разграничения подобных ситуаций при применении ст. 54.1 НК можно видеть в недавнем известном письме ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). В то же время наиболее правильным представляется устранение двойного налогообложения одних и тех же операций в данном случае не через механизм возврата излишне уплаченного налога, а через учет такой переплаты сразу при расчете недоимки налоговым органом – тогда споры, подобные комментируемому, в принципе не должны возникать.
Суд признал подлежащим дополнительной проверке вывод нижестоящих судов о том, что при непредставлении налоговым агентом уточненной декларации для возврата налогоплательщику переплаты последний лишен возможности взыскать проценты на нее Налогоплательщику как акционеру были выплачены дивиденды за вычетом налога на прибыль, удержанного плательщиком дивидендов как налоговым агентом по ставке 13%, установленной подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ.
Налогоплательщик не согласился с удержанием у него налога по ставке 13%, поскольку в отношении него выполнялись все условия для исчисления налога по ставке 0% (непрерывное владение 51% акций не менее чем 365 дней вместе со своим правопредшественником).
В связи с этим налогоплательщик обратился к налоговому агенту с просьбой представить соответствующую уточненную декларацию, но тот отказался. Тогда налогоплательщик самостоятельно, с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в
Постановлении от 29.10.2013 № 7764/13 по делу
№ А40-87026/12, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате налога. Инспекция отказала в возврате со ссылкой на то, что переплата в данном случае отсутствует.
Налогоплательщик обратился в суд, и тот счел обоснованным довод о необходимости применения в рассматриваемом случае ставки 0% к доходам в виде дивидендов исходя из того, что в целях применения пп.1 п.3 ст.284 НК в срок владения универсальным правопреемником акциями, которыми владел правопредшественник, должен включаться срок владения акциями правопредшественником, т.к. произошло универсальное правопреемство.
Однако возвратив налогоплательщику сумму переплаты, суд отказался признать незаконным сам отказ налогового органа в возврате переплаты, а также взыскать проценты на сумму переплаты.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поскольку налоговый агент не представил вышеупомянутую уточненную декларацию, то налоговый орган и не имел возможности установить наличие переплаты. В данном случае налоговый орган не допустил незаконного бездействия, поскольку налоговым агентом уточенный налоговый расчет по налогу на прибыль организаций не подавался, ввиду чего налоговый орган был лишен возможности осуществить проверку правильности заявленного налогоплательщиком требования, таким образом, отсутствуют основания для начисления процентов, предусмотренных п. 10 ст. 78 НК РФ.
Суд кассационной инстанции не согласился с позицией нижестоящих судов о безоговорочном отказе в возврате налогоплательщику процентов на сумму переплаты и направил дело на новое рассмотрение. При этом он отметил, в частности, следующее. Судами не приведено правового обоснования вывода о том, что налоговый орган лишен возможности осуществить проверку правильности заявленного налогоплательщиком требования по причине неподачи налоговым агентом уточненной налоговой декларации. При этом судами не дана правовая оценка обстоятельствам, при которых налогоплательщиком подано заявление о возврате налога, и достаточности приложенных к заявлению документов для вывода о наличии у налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0% вместо 13%.
(постановление АС Московского округа от 04.05.2021 по делу № А40-83253/2020 ООО "Салаватинвест")