Норма НК РФ о предельном сроке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК) сама по себе не нарушает конституционных прав налогоплательщиков Налогоплательщик оспорил в КС РФ конституционность п. 6 ст. 101 НК РФ, согласно которому в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых налоговый орган вправе в срок, не превышающий один месяц, провести дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК).
Поводом для обращения налогоплательщика в КС РФ стало то, что сначала в отношении него было принято одно решение о проведении ДМНК (в срок не более 1 месяца), а после рассмотрения результатов этих ДМНК – принято еще одно решение о проведении ДМНК (также в срок не более 1 месяца).
Налогоплательщик посчитал незаконным проведение повторных ДМНК, оспорил их в арбитражном суде, но ему было отказано в удовлетворении его требований. Как указал суд кассационной инстанции, повторное проведение мероприятий налогового контроля не предусмотрено НК РФ, однако, поскольку вследствие проведения ДМНК налогоплательщику не были доначислены суммы налогов, пени и штрафа, отсутствуют условия, необходимые для признания решения об их проведении недействительным, а действий по его вынесению – незаконными.
При обращении в КС РФ налогоплательщик указывал на то, что оспариваемое законоположение (п. 6 ст. 101 НК РФ) не соответствует Конституции России, поскольку допускает неоднократное проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
КС РФ отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, указав, что оспариваемое законоположение, устанавливая предельный срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не предусматривая возможности проведения таких мероприятий повторно, направлено на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность, а потому конституционных прав заявителя в указанном в жалобе аспекте не нарушает.
При этом КС РФ напомнил о своем другом определении, где затронут вопрос о последствиях нарушения налоговыми органами различных процедурных сроков, указав, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, ст. 70, п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п.п. 1 и 5 ст. 100, п.п. 1, 6 и 9 ст. 101, п.п. 1, 6 и 10 ст. 101.4, п. 6 ст. 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что в конечном счете гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика (Определение от 20 апреля 2017 года
№ 790-О).
(отказанное определение КС РФ от 25.03.2021 № 580-О ООО "Муромский завод трубопроводной арматуры") ОЦЕНКА TAXOLOGY Конституционный Суд в очередной раз возвращается к одному из вопросов, связанных с процедурой проведения налогового контроля. Его можно рассматривать в различных аспектах, например, с позиции наличия/отсутствия пробела в правовом регулировании, метода правового регулирования, с позиции уже хорошо известной темы соблюдения налоговым органом совокупности процедурных сроков при проведении налогового контроля и принятия решения по его итогам, ну и, разумеется, – с позиции наличия/отсутствия возможных способов защиты прав налогоплательщика, столкнувшегося с аналогичной ситуацией в своей деятельности.
В данном случае КС РФ в привычной лаконичной манере изложения своей позиции в целом не сказал ничего конкретного, а налогоплательщик не получил ответа на свой основной вопрос о законности проведения повторных (последующих) мероприятий ДМНК. По сути это означает, что, как и ранее, суды при разрешении подобных споров будут исходить из того, имело ли место в данном конкретном случае нарушение прав и законных интересов налогоплательщика или нет (используя, среди прочего, известный довод о том, что проведение повторных ДМНК происходит в интересах самого же налогоплательщика). Из всего текста Определения КС РФ можно отметить, что Суд все же посвятил один из абзацев своему другому Определению от 20.04.2017, обозначая тем самым, что если из-за необоснованного проведения ДМНК была нарушена совокупность процедурных сроков, учитываемых при взыскании налога, то этот момент может быть учтен при возникновении соответствующего спора с налоговым органом.
НК РФ не предусматривает возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока на подачу апелляционной жалобы Налогоплательщик подал апелляционную жалобу от 10.06.2019 на не вступившее в силу решение налогового органа от 04.04.2019, в которой просил отменить указанное решение в полном объеме, а также подал в Управление ФНС дополнение к вышеназванной апелляционной жалобе от 10.06.2019, в котором просил применить смягчающие ответственность обстоятельства.
В дальнейшем, 04.07.2019, то есть до принятия решения УФНС по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по существу (05.08.2019), налогоплательщик направил в УФНС заявление от, которым отозвал основную апелляционную жалобу от 10.06.2019 и просил рассмотреть по существу только дополнение к ней. В связи с этим УФНС снизило лишь размер штрафов, а законность доначисления недоимок не рассматривалась (жалоба оставлена без рассмотрения на основании подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 139.3 НК РФ).
Далее налогоплательщик вновь обратился в УФНС с апелляционной жалобой от 22.04.2020 на вышеупомянутое решение ИФНС от 04.04.2019, в которой изложил аналогичные доводы, ранее приведенные в апелляционной жалобе от 10.06.2019, и направил письменное ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы. Налогоплательщик привел уважительные (по его мнению) причины отзыва апелляционной жалобы и последующего восстановления срока на ее подачу (длительные преступные действия и злонамеренное давление со стороны должностных лиц ИФНС и УФНС, направленных на заведомое создание условий, при которых директор налогоплательщика будет вынужден передать руководителю УФНС взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих интересов).
УФНС отказало в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, поскольку восстановление срока подачи апелляционной жалобы не предусмотрено НК РФ. Также было указано, что поданная жалоба, аналогичная по своему содержанию поданной апелляционной жалобе, будет рассмотрена как жалоба на вступившее в законную силу решение ИФНС.
Налогоплательщик обжаловал отказ в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы в суде, но суды отказали в удовлетворении его требований.
Судами отмечено, что что в отличие от ст. 139 НК РФ, определяющей порядок и сроки подачи жалобы и предусматривающей в пункте 3 названной статьи возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы, статья 139.1 НК РФ, регламентирующая порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, не содержит норм о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы, поскольку жалоба, подаваемая в течение года после вынесения соответствующего решения, апелляционной не является.
Сама по себе причина отзыва первоначально поданной апелляционной жалобы, на которую ссылается налогоплательщик в ходатайстве о восстановлении срока на обращение с апелляционной жалобой, не имеет правового значения, поскольку ст. 139.1 НК РФ вообще не предусмотрена возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока на подачу такой апелляционной жалобы.
(постановление АС Северо-Западного округа от 12.04.2021 по делу № А05-5805/2020 ООО "КТА.ЛЕС")