Суд признал нарушение налоговым органом процедурных сроков при принятии решения по итогам выездной проверки достаточным основанием для признания незаконными произведенных по ее итогам налоговых доначислений В отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка за 2012-2014 гг. При этом она начата начата 22.12.2015 и окончена 15.12.2016, акт проверки датирован 15.02.2017, однако получен налогоплательщиком только лишь 19.07.2019, то есть спустя более чем два года после его составления. Решение по проверке с налоговыми доначислениями вынесено налоговым органом 29.10.2019.
Налогоплательщик оспорил решение налогового органа в части дончисления НДС и налога на прибыль, и суд признал его недействительным, обратив внимание на существенное и необоснованное нарушение налоговым органом процедурных сроков.
Суд исходил из того, что в данном конкретном случае имело место нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для его признания недействительным.Так, налоговым органом были существенно нарушены: 1) требования о сроке проведения выездной налоговой проверки, который предусмотрен в п. 6 ст. 89 НК РФ, так как проверка была начата 22.12.2015, завершена 15.12.2016, Акт проверки от 15.02.2017 был составлен (исходя из даты) 15.02.2017, однако получен налогоплательщиком только 19.07.2019; 2) требования о сроке вручения Акта проверки, который в силу п. 5 ст. 100 НК РФ должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти рабочих дней с даты его составления. Однако Акт проверки датирован 15.02.2017, но без указания причин был направлен (фактически вынесен) только спустя два года 5 месяцев письмом от 12.07.2019; 3) требования о сроке вынесения оспариваемого решения, которое было вынесено уполномоченным органом только 29.10.2019, то есть через 2 года 8 месяцев после принятия Акта от 15.02.2017; 4) требования о сроке рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренного п. 1 ст. 101 НК РФ, допускающего продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки не более чем на 1 месяц, вместо которого фактически срок рассмотрения материалов налоговой проверки составил более трех лет и десяти месяцев.
Суд отметил, что какие-либо подтверждения обоснованности столь длительного срока проведения выездной проверки и как, следствие, вынесения решения о привлечении к ответственности за пределами установленных НК РФ сроков отсутствуют, поскольку налоговый орган не представил никаких доказательств о том, какие именно обстоятельства препятствовали ему в течение более чем двух с половиной лет вынести решение по итогам проведения выездной налоговой проверки при том, что Акт проверки на протяжении всего этого времени имелся у налогового органа в наличии и по неизвестным причинам был им направлен лишь 12.07.2019.
Налоговый орган в качестве причины нарушения установленных сроков указал в т.ч. на необходимость соблюдения права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки. Однако (как отметил суд) налоговый орган не ссылается при этом на наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю. Не принята и ссылка налогового органа на п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, о том, что «пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней».
(решение АС г. Москвы от 07.04.2021 по делу № А40-162676/2020 ООО "КомСтрин") ОЦЕНКА TAXOLOGY Редкий для сегодняшней судебной практики случай, когда суд не только уделяет столь пристальное внимание нарушению налоговым органом различных процедурных сроков (а также иным процедурным нарушениям), но и на основании этого приходит к выводу о незаконности налоговых доначислений по мотиву именно существенных процедурных нарушений (п. 14 ст. 101 НК), а не только к выводу о пропуске налоговым органов сроков на принудительное взыскание налоговой задолженности. По всей видимости, и существенное нарушение срока принятия решения, и ничем необоснованное затягивание его принятия в равной степени повлияли на позицию суда. Не помогли налоговому органу и ставшие традиционными для него ссылки на то, что увеличение сроков связано с необходимостью обеспечения интересов самого налогоплательщика и что пропуск сроков не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (к слову сказать, последний тезис изначально толковался судами в пользу налогоплательщиков (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71), но затем суды придали словам «не влечет изменения» противоположный смысл)).
Неправильное указание реквизита «ИНН плательщика» в платежном поручении само по себе не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной Директор налогоплательщика оплатил задолженность последнего по налогам и страховым взносам. При оформлении платежа операционистом Сбербанка были допущены нарушения Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" в части правильного указания информации, идентифицирующей плательщика.
При этом перечисленные денежные средства в полном объеме поступили в бюджетную систему РФ, так как платежные реквизиты налогового органа (наименование банка получателя и номер счета Федерального казначейства) указаны правильно по каждому из платежей. В связи с этим налогоплательщик обратился в ИФНС с заявлениями об уточнении платежей с приложением документов, подтверждающих перечисление средств в бюджетную систему РФ. Налоговый орган отказал в уточнении реквизитов платежа мотивированный тем, что ИНН плательщика не входит в перечень реквизитов, по которым возможно уточнение.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России об отказе в уточнении реквизитов платежей и обязании ИФНС принять решение об уточнении платежей.
Суд удовлетворил требование налогоплательщика исходя из следующего.
В соответствии с Приказами ФНС России от 29.12.2016 года № ММВ-7-1/731@ «Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения» и от 25.07.2017 года № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» ИНН плательщика относится к уточняемым реквизитам поручения на перечисление налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в бюджетную систему РФ.
Налоговым органом не приведено нормы закона, которой бы предусматривалось, что неправильное указание реквизита «ИНН плательщика» в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. В то же время, как указывает налогоплательщик, указанная норма в НК РФ отсутствует.
Из анализа положений НК РФ следует, что подача налогоплательщиком заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Вышеуказанная позиция также подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.06.2020 по делу №
А40-258073/2019.
(решение АС г. Москвы от 29.03.2021 по делу № А40-241985/2020 ООО "ВИ ВЭЙ ГРУПП") Отсутствие в протоколе выемки описи изъятых документов признано основанием для признания их изъятия незаконным
В ходе выездной проверки налоговый орган вынес постановление о выемке документов и предметов. В присутствии представителей налогоплательщика изъято 14 мешков с документами, обмотанных скотчем и скрепленных печатью/подписью налогоплательщика, и 1 коробка с 4-мя жесткими дисками (сервером). В Описи документов (приложение к протоколу) указано, изъяты мешки с документами в количестве 14 штук.
Из пояснений представителя налогового органа, а также представленных фотоматериалов следует, что документы находились в папках, которые были упакованы в мешки. Каждая папка была подписана, указан год, месяц, за который хранились документы. Однако в протоколе выемки опись изъятых документов отсутствует. Отсутствует также опись и изъятых папок. На фотографии отражены папки 2016 года, тогда как период проверки с 2017 года.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что невозможно достоверно установить, какие документы были изъяты, имеют ли они отношение к проверке, к проверяемому периоду. Довод налогового органа о том, что документы были упакованы в мешки в связи с их большим объемом, судом отклонен, поскольку, как было установлено выше, документы хранились в папках, однако и название папок в описи отсутствует. Таким образом подробная опись документов с указанием наименования изъятых документов, их идентифицирующих признаков не была составлена в ходе производства выемки.
В итоге суд признал незаконными действия сотрудников налогового органа по изъятию документов в количестве 14 мешков при производстве выемки.
(решение АС Свердловской области от 02.04.2021 по делу № А60-2675/2021 ООО "УК "Теплоэнергосервис")