Налоговый орган не обязан устанавливать лиц, осуществляющих безучетное потребление электроэнергии К электросетевому оборудованию налогоплательщика было осуществлено несанкционированное подключение неустановленных третьих лиц, в результате чего они безучетно получали электроэнергию. При этом сбытовая компания (гарантирующий поставщик) выставляла налогоплательщику счет за весь объем электроэнергии (в т.ч. НДС).
В связи с этим налогоплательщик обратился со следующими требованиями к налоговому органу: 1) найти, кто являлся выгодоприобретателем (конечным получателем) электроэнергии на сумму более миллиарда рублей, переданной по сетям налогоплательщика за 3 с лишним года; 2) найти, кто явился плательщиком НДС с выручки от продажи этой электроэнергии; 3) найти, кто явился выгодоприобретателем услуги по передаче объема электроэнергии.
Суд первой инстанции (с которым согласились и вышестоящие суды) отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив следующее.
Указанные в заявлении события образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 165 УК РФ. Действующим законодательством налоговым органам не предоставлено полномочий для установления лица, осуществляющего несанкционированном подключении к энергосетям и его последующее привлечение к ответственности по ст. 165 УК РФ. Из постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 не следует, что налоговый орган обязан выявлять факты безучетного потребления электрической энергии и устанавливать лиц, осуществляющих такое потребление.
Постановка организации на учет в налоговом органе осуществляется по заявлению самой организации. Заявитель не обладает сведениями о третьем лице, которое, по его мнению, незаконно подключилось к энергооборудованию и получает доход от передачи электроэнергии.
Впоследствии в кассационной жалобе налогоплательщик указывал также на то, что в результате бездействия и явной незаинтересованности налогового органа в осуществлении надлежащего налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов лицами, использующими имущество налогоплательщика, осуществляется систематическое хищение государственной электроэнергии, присвоение всех вырученных от ее продажи денег и злостное уклонение от уплаты налогов. Неуплата и сокрытие НДС гарантирующим поставщиком с выставленного налогоплательщику счета на оплату услуг, свидетельствует о том, что электроэнергия и услуги по ее передаче с использованием чужого имущества были проданы, а деньги от продажи получены «теневым» способом без их соответствующего отражения в бухгалтерском и налоговом учетах, что привело к неосновательному обогащению гарантирующего поставщика.
Но суд кассационной инстанции здесь отметил, что ни положениями НК РФ, ни положениями Закона РФ от 21.03.1991 No 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» не предусмотрена возможность возложения на налоговый орган в судебном порядке обязанности осуществить налоговый контроль контрагента налогоплательщика.
(постановление АС СЗО от 10.03.2021 по делу № А56-940/2020 ООО "Эксплуатационная компания") Нормы НК РФ не устанавливают срок на перевыставление инкассовых поручений Налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и направил поручения на списание денежных средств в один из банков. Через несколько месяцев в связи с выявлением факта поступления денежных средств на счет налогоплательщика, открытый в другом банке, налоговый орган отозвал неисполненные поручения из первоначального банка и направил их в вышеназванный другой банк.
Налогоплательщик посчитал незаконным выставление инкассовых поручений на счета в этом другом банке. По его мнению, выставление повторных инкассовых поручений к иным расчётным счетам налогоплательщика могло производиться налоговым органом только в пределах установленного п. 1 ст. 47 НК РФ годичного срока после истечения срока исполнения требований об уплате налога. Кроме того, нормы НК РФ не предусматривают возможность повторного выставления инкассовых поручений.
Суд не согласился с позицией налогоплательщика и отказал в удовлетворении его требований, отметив следующее. В соответствии с п. 4.1 ст. 46 НК РФ налоговые органы имеют право принять решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений. Данная норма вступила в силу 24.08.2013.
Таким образом, перевыставление инкассовых поручений к расчетному счету должника, на котором имеются денежные средства, не противоречит законодательству о налогах и сборах, поскольку носит технический характер. Нормы НК РФ не устанавливают срок на перенаправление инкассовых поручений в порядке п. 4.1 ст. 46 НК РФ.
Сроки, предусмотренные НК РФ, а также порядок направления решений и инкассовых поручений в порядке ст. 46 НК РФ налоговым органом были соблюдены.
(постановление 1 ААС от 11.03.2021 по делу № А43-20791/2020 АО "Колос-3") Отсутствие документов предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика не исключает правомерности проведения в отношении него выездной налоговой проверки Налогоплательщик оспорил в суде решение налогового органа о проведении в отношении него выездной проверки. Он привел довод о том, что оспариваемое решение вынесено инспекцией с нарушением Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённой приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поскольку налоговый орган не представил в суд документы предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика, а отсутствие таковых исключает правомерность проведения выездной налоговой проверки.
Суд не согласился с позицией налогоплательщика, указав следующее.
Действительно, методологической основой проведения предпроверочного анализа является Приказ ФНС от 30 мая 2007 года No ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок.
Обоснованности выбора объектов проверки налоговый орган достигает путём включения в план выездных налоговых проверок именно тех налогоплательщиков, в отношении которых имеется информация о применении ими способов ведения бизнеса с высоким налоговым риском или показатели деятельности которых свидетельствуют о возможном искажении данных бухгалтерской и налоговой отчётности, а значит, и налоговой базы.
Ранее налоговым органом в отношении налогоплательщика уже были проведены 2 выездные налоговые проверки за прошедшие периоды, по итогам которых он был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Законность тех решений являлась предметом судебной оценки. Решениями арбитражного суда, вступившими в законную силу, ненормативные акты признаны обоснованными (частично обоснованными).
Поскольку налоговым органом в результате контрольных мероприятий были установлены факты занижения налогоплательщиком налоговой базы по НДС, по акцизу и по налогу на прибыль организаций в результате создания проверяемым предприятием схемы сокрытия выручки от реализации неучтённого оборота пива и пивных напитков под брендами данного налогоплательщика с использованием формальных звеньев (подконтрольных организаций) с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а также занижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций в результате неотражения в составе внереализационных доходов безвозмездно полученных денежных средств от ряда предприятий в отсутствие реальных хозяйственных отношений, включение организации в текущий план выездного налогового контроля обоснованно.
В соответствии со ст. 102 НК РФ план проведения выездных налоговых проверок и заключение по результатам предпроверочного анализа являются налоговой тайной, утверждаются руководителем налогового органа, а затем руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, и, будучи конфиденциальными документами, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.
(решение АС Омской области от 10.03.2021 по делу № А46-15389/2020 ООО "ЛВЗ "ОША")