Выплаты в адрес иностранного участника при уменьшении уставного капитала российской организации, в части превышения суммы вклада в уставный капитал квалифицированы как дивиденды Кипрской компании принадлежала доля (50%) в уставном капитале российского налогоплательщика (ООО) с определенной номинальной стоимостью. Компания подала заявление о выходе из ООО и ей была выплачена действительная стоимость этой доли.
При отражении этого дохода в расчете о суммах, выплаченных иностранной организации доходов и удержанных налогов, код выплаченного дохода указан как доходы от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащие налогообложению у источника выплаты. Со ссылкой на п.2 ст.309 НК РФ налогоплательщик применил ставку в размере 0%.
По итогам камеральной проверки налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по ст. 123 НК за неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию налога с выплаченного дохода в виде действительной стоимости вклада в уставный капитал по ставке 10%.
По мнению налогоплательщика, налогообложение выплаты действительной стоимости доли участнику, подавшему заявление о выходе из общества, не регулируется пп.2 п.1 ст. 309 НК РФ, поскольку такая выплата не является доходом, получаемым в результате распределения в пользу иностранной организации прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абз.2 п.1 ч.2 ст. 250 НК РФ), названным в пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ.Также действительная стоимость доли, выплачиваемая вышедшему из общества участнику, не подпадает под определение «дивиденды», данное в СИДН между РФ и Кипром. Спорная сумма не является доходом от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также не является доходами, выплачиваемыми в форме процентов.
Суд не согласился с доводами налогоплательщика, отметив, в частности, следующее.
При применении международных договоров РФ по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал.
Согласно п.28 Комментариев к статье 10 «Дивиденды» Модельной конвенции выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты в денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты и скрытое распределение прибыли. Таким образом, доход в виде выплат, производимых в адрес иностранной компании в результате уменьшения уставного капитала российской организации, в части превышения суммы вклада этого иностранного участника в уставный капитал должен быть квалифицирован как дивиденды для целей налогообложения и подлежать налогообложению у источника по ставкам, предусмотренным п. 2 ст. 10 Соглашения.
При этом доход в размере части первоначального вклада квалифицируется как «Другие доходы» в соответствии с нормами Соглашения и налогообложению у источника выплаты не подлежит на основании норм статьи 22 Соглашения.
(решение АС Республики Татарстан от 15.02.2021 по делу № А65-27690/2020ООО "Фирма "Лариса-Сити")
Уплата иностранной организацией в своем государстве налога с доходов, полученных от российской организации, не освобождает последнюю от обязанностей налогового агента в отношении этих доходов Налогоплательщик в 2019 году выплатил иностранной материнской компании (Литовская Республика) дивиденды, а также проценты по договору займа. При этом налог в размере 15 % от выплаченной суммы удержан и уплачен на счёт налоговой инспекции Литвы в момент выплаты в полном объёме (согласно справке указанной компании).
В связи с этим налогоплательщик не исчислил и не удержал налог с указанных выплат в качестве налогового агента и не отразил эту обязанность в налоговом расчёте о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 9 месяцев 2019 года (в расчетах за 1-ый квартал и 1-е полугодие 2019 этого также не было сделано).
По итогам проверки этого налогового расчета налоговый орган доначислил налогоплательщику вышеназванные неудержанные суммы, а последний оспорил решение налогового органа, ссылаясь на следующее.
Во-первых, по результатам камеральных налоговых проверок за 1-ый квартал и 1-е полугодие никаких претензий налоговым органом в адрес налогоплательщика высказано не было, акты камеральных налоговых проверок не составлялись. То есть в данном случае налоговый орган в течение длительного периода времени располагал информацией о выплатах в пользу иностранного юридического лица, однако не пользовался данной информацией для того, чтобы предложить налогоплательщику удержать и перечислить соответствующий налог. Между тем, отсутствие по итогам камеральных налоговых проверок расчётов за 1 и 2 кварталы 2009 года породило у налогоплательщика правомерные ожидания относительно правомерности своих действий при выполнении функций налогового агента в отношении иностранной организации. Верховным Судом РФ неоднократно подчёркивалось следование принципу защиты правомерных ожиданий.
Во-вторых, усматривая приоритет специальных норм ст.ст. 10 и 11 СИДН между РФ и Литвой над общими нормами ст. 7 СИДН, налоговый орган необоснованно не применил специальную норму СИДН, которой установлен особый порядок налогообложения ассоциированных предприятий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 СИДН факт налогообложения в Литовской Республике прибыли, полученной литовской компанией, обязывает РФ произвести соответствующую корректировку суммы налога, взимаемого с российской организации.
Суд отклонил доводы налогоплательщика и рассмотрел спор в пользу налогового органа. Он отметил, что, во-первых, в случае если литовской компанией в действительности уплачен налог со спорного дохода в Литовской Республике, данное обстоятельство всё равно не освобождает российского налогоплательщика от обязанности по исчислению и удержанию налога по ставке, предусмотренной СИДН. Во-вторых, несоставление актов по результатам проверки налоговых расчётов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 1 квартал и за полугодие 2019 года не препятствует составлению акта камеральной налоговой проверки и доначислению налога по итогам 9 месяцев 2019 года. В-третьих, не принимается ссылка заявителя на положения п. 7 СИДН, поскольку указанной нормой регулируется порядок налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности предприятия одного Договаривающегося Государства, в том числе через постоянное представительство, находящееся в другом Договаривающемся Государстве.
(решение АС Мурманской области от 16.02.2021 по делу № А42-9907/2020 ООО "Севрыбпроект")