Суд признал, что при реконструкции налоговых обязательств в связи с выявлением схемы дробления бизнеса налогоплательщик пропустил срок на возврат переплаты по налогам В 2014, 2015 гг. налогоплательщик применял спецрежимы (УСН и ЕНВД), исчисляя и уплачивая соответствующие налоги. Впоследствии в отношении взаимозависимого по отношению к налогоплательщику третьего лица была проведена выездная проверка, по итогам которой налоговый орган сделал вывод, что третье лицо с участием налогоплательщика реализовало схему «дробления бизнеса», а сумма причитающейся налогоплательщику выручки в действительности является выручкой не налогоплательщика, а третьего лица. Соответственно, у налогоплательщика отсутствовали налоговые обязательства, по которым им уплачивались налоги.
Акт налоговой проверки этого третьего лица был составлен 24.01.2017, а получен налогоплательщиком 27.02.2017. Затем 04.03.2019 состоялось заседание комиссии по легализации налоговой базы, где налогоплательщику во избежание ситуации двойного налогообложения предложено подать уточненные налоговые декларации по ЕНВД и УСН в связи с уплатой третьим лицом доначисленной ему по итогам выездной налоговой проверки суммы налоговой недоимки, возникшей по причине создания схемы дробления бизнеса.
После этого налогоплательщик подал уточненные нулевые декларации, а 26.04.2019 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по ЕНВД и УСН. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне уплаченного за 2014 и 2015 годы налога по причине нарушения им предусмотренного налоговым законодательством 3-летнего срока подачи такого заявления (предъявленные к взысканию излишне уплаченные суммы налога по ЕНВД и УСН за 2014 и 2015 годы уплачены налогоплательщиком в период с17.04.2014 по 04.02.2016).
Налогоплательщик в качестве возражений указал, что узнало о факте излишней уплаты налога по ЕНВД и УСН за 2014-2015 годы с момента составления налоговым органом акта налоговой проверки от 24.01.2017 в отношении третьего лица и его получения 27.02.2017. Кроме того, он считает возможным определить искомую дату моментом составления протокола комиссии по легализации налоговой базы от 04.03.2019, так как ранее он не мог знать об отсутствии налогооблагаемой базы по ЕНВД и УСН за 2014-2015 годы.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав, что материалами дела установлено, что в спорный период вся хозяйственная деятельность налогоплательщика, в том числе составление, подписание деклараций и платежных документов, а также уплата налогов по ЕНВД и УСН, осуществлялась фактически вышеназванным третьим лицом и соответственно лицами, его контролирующими.
Налогоплательщик производил уплату налогов по ЕНВД и УСН, сознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты. Ему изначально было известно о создании схемы «дробления бизнеса».
Ссылка налогоплательщика на недопустимость двойного налогообложения также отклонена.
(постановление 1 ААС от 05.11.2020 по делу № А43-53662/2019 ООО "Куриный рай") ОЦЕНКА TAXOLOGY Позиция судов по данному делу вызывает определенные вопросы, учитывая, наличие свежей судебной практики по аналогичным делам в пользу налогоплательщика. Так, заявленные налоговым органом доводы были отклонены судами в деле №
А26-2130/2020 (на данный момент судебные акты по нему обжалованы налоговым органом в ВС РФ). Имеется и отказное определение ВС от 05.03.2020 по делу №
А66-811/2019, которым налоговому органу было отказано в передаче его жалобы на рассмотрение коллегии ВС РФ. Очевидно, что налоговые органы не смирились с такой практикой не в их пользу и в отсутствие судебного акта более высокого уровня по данному вопросу будут продолжать делать акцент на более раннем моменте осведомленности налогоплательщика о моменте возникновения у него переплаты в аналогичных спорных ситуациях.
Назначение повторной выездной проверки лицом, ранее назначившим первоначальную проверку, признано правомерным В отношении налогоплательщика на основании п. 10 ст. 89 НК РФ, с целью осуществления контроля за деятельностью Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам решением заместителя руководителя Управления ФНС С. назначена повторная выездная налоговая проверка.
Налогоплательщик оспорил решение о проведении повторной проверки, приводя различные доводы. В частности, он указывал, что одно и то же должностное лицо налогового органа С. приняла решение о проведении первоначальной проверки, а также решение о проведении повторной проверки, что грубо нарушает права налогоплательщика, поскольку проигнорированы принципы, гарантирующие недопустимость осуществления надзора за собственным решением. Фактически С. вынесла решение о проведении повторной выездной налоговой проверки в отношении себя лично и собственного решения.
При рассмотрении дела в суде было установлено, что в связи с переводом С. на должность заместителя руководителя Управления ФНС, действуя в рамках полномочий вышестоящего налогового органа, должностным лицом Управления С. вынесено оспариваемое решение.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отметил, что С. действовала не от себя лично, а от имени государства, исполняя переданные ей государством полномочия.
Суд кассационной инстанции согласился с выводом апелляционной инстанции, отметив, что должностное лицо инспекции, проводившее выездную налоговую проверку, переведено на иную должность в вышестоящий налоговый орган. Соответственно, при вынесении оспариваемого решения данное должностное лицо действовало в рамках полномочий вышестоящего налогового органа.
(постановление АС Уральского округа от 22.01.2021 по делу № А76-14496/2020 ПАО "Птицефабрика Челябинская")