Дайджест № 173
Уважаемые коллеги, добрый день!

В очередном обзоре судебных споров обращают на себя внимание любопытные дела:
1)
Расходы на услуги рейтинговых агентств при размещении евробондов через SPV признаны не связанными с экономической деятельностью непосредственно российского заемщика
2)
Назначение повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа спустя 16 месяцев после окончания первичной проверки законно
3)
Оговорка о сохранении права собственности за продавцом до полной оплаты товара может помешать включить соответствующую задолженность в резерв по сомнительным долгам
4)
Напоминание о вечном – выданные в подотчет директору и израсходованные им на личные нужды средства признаются оплатой труда и подлежат обложению страховыми взносами
И многое другое...
Международное налогообложение
Суд признал необоснованными расходы налогоплательщика на услуги международных рейтинговых агентств, используемые при эмиссии еврооблигаций

Налогоплательщик совершил ряд взаимосвязанных сделок для получения займа, финансируемого посредством выпуска и размещения еврооблигаций на международных рынках капитала. Эмитентом еврооблигаций выступала взаимозависимая иностранная компания, предоставляющая заем налогоплательщику.

Среди указанных сделок были услуги международных рейтинговых агентств, предоставляющих рейтинговые заключения, которые отражают оценку кредитоспособности конкретных долговых обязательств, эмиссий или заемщиков.

Необходимость этих услуг налогоплательщик обосновывал тем, что в соответствии со сложившейся практикой иностранные инвесторы оценивают степень риска от вложения средств в долговые ценные бумаги на основании аналитического отчета и рейтинга, присвоенного обязанным по ценным бумагам лицам и на этом основании – самим ценным бумагам независимыми международными рейтинговыми агентствами (как правило, двумя агентствами). В зависимости от рейтинга формируется уровень стоимости привлечения. Поэтому экономическая выгода, полученная от размещения ценных бумаг, во многом зависит от сотрудничества с иностранными рейтинговыми агентствами.

По словам налогоплательщика, привлечение финансирования в виде структурированного облигационного займа позволило ему привлечь значительный объем заемных средств в иностранной валюте на более выгодных условиях по сравнению с источниками на внутреннем рынке России, оптимизировать существующую структуру заемного финансирования и провести диверсификацию источников этого финансирования, повысить имидж на долговых рынках и наработать кредитную историю для снижения стоимости будущего финансирования.

Налоговый орган пришел к выводу о необоснованности расходов на услуги рейтинговых агентств исходя из того, что они не связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода, а являются расходами третьих лиц. Налогоплательщик не является эмитентом выпущенных долговых обязательств, так как они выпущены иностранным займодавцем. Кредитные рейтинги не присваивались налогоплательщику, а анализировался корпоративный рейтинг и способность всей корпоративной группы в целом, в которую входит налогоплательщик, выполнить свои финансовые обязательства. У налогоплательщика отсутствовала договорная обязанность по получению рейтинговой оценки и ее дальнейшему мониторингу.

Суд согласился с позицией налогового органа и рассмотрел спор в его пользу. Он указал, в частности, что налогоплательщик не доказал невозможности самостоятельно привлечь финансирование с международного финансового рынка. Нет доказательств и полного (100%) корпоративного участия налогоплательщика в уставном (фондовом) капитале иностранного займодавца (эмитента еврооблигаций).

(решение АС Кемеровской области от 07.12.2020 по делу № А27-13667/2020
ПАО "Распадская")
Общие положения налогового законодательства
Составление налоговым органом акта о воспрепятствовании доступа на территорию налогоплательщика само по себе не нарушает прав и законных интересов последнего

Налоговый орган в рамках выездной проверки направил налогоплательщику уведомление с указанием на обеспечение в конкретную дату доступа должностных лиц налогового органа на территорию и в помещение налогоплательщика, сопровождаемого присутствием руководителя либо иного лица, уполномоченного представлять интересы налогоплательщика, в т.ч. с правом подписи документов.

Однако перед указанной датой налоговый орган внес изменения и дополнения в состав проверяющей группы, и когда группа прибыла к налогоплательщику, ей было отказано в допуске на территорию последнего ввиду отсутствия уведомления налогоплательщика о внесении изменений в состав проверяющей группы, а также отсутствия лица, имеющего право представлять интересы налогоплательщика в рамках проводимой проверки. Доступ был разрешен только руководителю проверяющей группы.

В связи с отказом в доступе налоговый орган составил акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица.

Налогоплательщик оспорил составление этого акта, отметив среди прочего недостатки в решении о дополнении состава проверяющих, а именно, отсутствие в решении ФИО подписанта и печати налогового органа. Кроме того, по его мнению, составленный акт напрямую нарушает права и законные интересы налогоплательщика и подлежит обжалованию, поскольку может повлечь: продление выездной налоговой проверки; приостановление срока давности привлечения к налоговой ответственности; выемку документов и предметов; определение налоговым органом суммы налогов к уплате расчетным путем на основании тех данных, которые у него есть.

Налоговый орган в ответ на это указал, что недостатки в спорном решении о составе проверяющих носили технический характер, которые были устранены. Наличие печати на решении не предусмотрено. Акт носит организационный характер, являясь средством фиксации обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки, – ограничение доступа в помещение или на территорию налогоплательщика не возлагает на налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не обладает признаками ненормативного правового акта.

Суды согласились с позицией налогового органа, отклонив среди прочего ссылку налогоплательщика на то, что фактически отказ в доступе отсутствовал ввиду допуска на территорию руководителя проверяющей группы. Судом отмечено, что необходимость включения в состав группы нескольких сотрудников обусловлена правами налоговых органов, объемом предполагаемых действий. При этом указанный акт не возлагает на налогоплательщика какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности, соответственно, не затрагивает его права и законные интересы.

(постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.11.2020 по делу № А02-215/2020
ООО "НПП "Завод МДУ")



Суд признал, что назначение повторной выездной проверки спустя 1 год 4 месяца после составления справки об окончании первоначальной не нарушает интересов налогоплательщика

Налоговый орган 20.12.2017 вынес решение о проведении выездной проверки налогоплательщика за 2014-2016 гг. Согласно справке о проведенной выездной налоговой проверке, проверка закончена 16.08.2018. По итогам этой проверки принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.12.2019.

30.12.2019 Управление ФНС вынесло решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (за 2016 год) с целью осуществления контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа (ИФНС).

Налогоплательщик оспорил решение о назначении повторной выездной проверки. По его мнению, назначение повторной выездной налоговой проверки через необоснованно большой срок нарушает законодательные положения, поскольку Управление ФНС не представило никаких обоснований разумности такого длительного срока до момента назначения выездной налоговой проверки, проверяемый период уже частично вышел за пределы четырехлетнего срока хранения документов у контрагентов налогоплательщика, что сделает проверку неполной или некорректной.

От момента назначения выездной налоговой проверки (20.12.2017) до назначения повторной выездной налоговой проверки (30.12.2019) прошло более 2 лет, с даты составления справки об окончании выездной налоговой проверки (16.08.2018) до момента назначения повторной выездной проверки прошел 1 год и 4 месяца, что свидетельствует о неправомерном обременении налогоплательщика и отсутствии оценки разумности срока при назначении повторной выездной налоговой проверки.

Суды отклонили доводы налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из следующего.

Датой начала выездной проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки - 30.12.2019, в связи с чем спорный период (2016 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока. Таким образом, налоговым органом соблюдено требование п. 10 ст. 89 НК РФ, устанавливающее ограничение в отношении трехлетнего срока проверяемого периода.

Ссылка налогоплательщика на Определение ВС РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 является необоснованной, поскольку в данном определении ВС дана оценка разумности срока назначения повторной выездной налоговой проверки с учетом даты представления уточненной налоговой декларации, послужившей основанием для назначения повторной выездной налоговой проверки. В рассматриваемом случае повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика назначена УФНС в порядке контроля за деятельностью ИФНС.

Довод налогоплательщика о необходимости сохранности документов в течение четырех лет является несостоятельным. Течение срока хранения указанных документов начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Соответственно, налогоплательщик обязан обеспечить хранение документов за 2016 год (период, подлежащий повторной выездной налоговой проверке) до 31.12.2021 года.

(постановление АС Северо-Западного округа от 01.12.2020 по делу № А56-4468/2020
ООО "ТПХ "Векта")
Налог на прибыль
Суд признал, что формальное наличие в договоре поставки условия о сохранении за продавцом права залога на товар до его оплаты исключает включение соответствующей задолженности в резерв сомнительных долгов

Между налогоплательщиком (поставщик) и контрагентом был заключен договор, по которому поставщик обязался передать в собственность покупателя автогрейдер, а покупатель – оплатить товар.

Одним из пунктов договора было предусмотрено, что право собственности на товар от поставщика к покупателю переходит после полной 100% оплаты и фактической передачи товара, подтвержденной подписанием товарной накладной. До момента полной оплаты товар находится в залоге у поставщика.

Впоследствии налогоплательщик включил задолженность покупателя по этому договору в резерв сомнительных долгов. Налоговый орган посчитал это неправомерным, поскольку если долг дебитора организации обеспечен залогом, то такая задолженность не может быть признана сомнительным долгом и по нему не может быть создан резерв.

Налогоплательщик, возражая против позиции налогового органа указывал на то, на самом деле в данном случае интересы продавца обеспечиваются сохранением за ним права собственности, а не залогом. Залог хотя и упомянут в спорном пункте договора, но в данной ситуации он возникнуть не мог, поскольку в этом же пункте договора стороны предусмотрели, что право собственности на товар переходит к покупателю только после полной оплаты.

Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 335 ГК РФ залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Поскольку стороны установили, что право собственности на товар в соответствии с договором поставки не перешло к покупателю с момента получения товара, он, не являясь собственником, никак не мог выступить залогодателем данного товара.

К тому же и сформированная судебная практика исходит из того, что если стороны предусмотрели переход права собственности на товар к покупателю только после его полной оплаты, залог в силу п. 5 ст. 488 ГК РФ не возникает. Кроме того, отдельный договор залога не заключался, сторонs не согласовывали существенные условия договора залога, полагая, что фактическая передача товара ранее оплаты без соглашения, не влечет возникновение залога в силу п. 5 ст. 488 ГК РФ. Таким образом, условие о залоге товара до момента его полной оплаты неприменимо к отношениям сторон в рамках спорного договора поставки.

Суды отклонили все эти возражения налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав, что п. 5 ст. 488 ГК РФ является диспозитивной нормой и, соответственно, подлежит применению, если стороны договора прямо не исключили ее применение. Кроме того, указанный договор поставки не оспорен сторонами и не признан в установленном законом порядке недействительным.

При этом суд первой инстанции дополнительно указал на то, что аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС от 25.02.2019 № 303-КГ18-20736 по делу № А51-28084/2017, в котором указано, что если товар в силу положений п. 5 ст. 488 ГК РФ до момента оплаты признается предметом залога, возникшего в силу закона, соответствующая задолженность не может быть включена в состав резерва по сомнительным долгам на основании п. 1 ст. 266 НК. ВС согласился с выводами нижестоящих судов и отказал налогоплательщику в передаче его жалобы на рассмотрение Экономической коллегии ВС

(отказное определение ВС от 03.12.2020 по делу № А32-47721/2019
ООО "Агро-Строительные Технологии")


ОЦЕНКА TAXOLOGY

Представляется, что в данном деле суды сугубо формально подошли к разрешению спора, исходя из одного лишь наличия в тексте договора заимстовованной из п. 5 ст. 488 ГК РФ оговорки о сохранении за продавцом залога до момента полной оплаты товара покупателем. Между тем, сам по себе такой вывод налогоплательщиком и не оспаривался. Он ставил перед судьями другой вопрос – как квалифицировать ситуацию, если из-за наличия в договоре двух фактически взаимоисключающих друг друга пунктов условие о залоге фактически не могло действовать. Но суды ограничились лишь констатацией того, что спорные пункты (как и весь договор в целом) сторонами не оспаривался. Возможно, если бы это был не налоговый, а гражданско-правовой спор, то суд остановился бы на этом моменте более детально и применил бы весь комплекс способов толкования договора (ст. 431 ГК РФ).

Так или иначе, данное дело в очередной раз показывает, насколько важно проявлять внимательность при составлении и/или анализе текста гражданско-правового договора, когда какой-либо «лишний» его пункт может впоследствии создать налогоплательщику дополнительные проблемы в ходе налоговой проверки.



Суд признал необоснованным учет в расходах суммы денежной компенсации работнику в связи с выходом на пенсию

Налогоплательщик учел в составе расходов по налогу на прибыль организаций денежную компенсацию в размере 3 450 000 руб., выплаченную работнику (первый заместитель генерального директора) при увольнении по собственному желанию в связи с уходом на пенсию. Дополнительное соглашение к трудовому договору, на основании которого произведена выплата, заключено с работником за 7 месяцев до выхода на пенсию.

По его мнению эта выплата соответствует критериям обоснованных расходов по налогу на прибыль организаций согласно ст.ст. 252 и 270 НК РФ.

Налоговый орган и суды не согласились с позицией налогоплательщика исходя из следующего.

Увольнение работника осуществлялось в связи с выходом на пенсию по возрасту, а начисление и выплата выходного пособия произведена на основании заключенного с ним трудового договора и дополнительного соглашения к нему, приказа о расторжении трудового договора. Инициатива увольнения исходила от самого работника. Действие трудового договора прекращено по п. 3 части первой ст. 77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника), что не предусматривало возможной конфликтной ситуации при увольнении.

Следовательно, спорная выплата непосредственно не связана с экономической деятельностью налогоплательщика, а также с выполнением работником своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений, не стимулирует работника к продолжению трудовых обязанностей, а направлена на их прекращение.

Кроме того, в ходе проверки налоговым органом сделан вывод, что выплата в сумме 3 450 000 руб. является значительной суммой в сравнении с доходом работника, выплаченным за 11 месяцев, предшествующих дате увольнения (доход в сумме 4 254 577 руб.), что несопоставимо (по сумме) указанной выплаты обычному размеру выходного пособия, выплачиваемого по основаниям, установленным статьей 178 ТК РФ.

Следовательно, фактически данная выплата носит характер личного обеспечения работника после его увольнения. Прекращение трудовых отношений имело место не по указанным в п. 9 ст. 255 НК РФ вынужденным для работников причинам, в связи с чем произведенная налогоплательщиком выплата при увольнении работника не соответствует критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения, и не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

(отказное определение ВС от 28.10.2020 по делу № А42-3194/2019
АО "Мурманская областная электросетевая компания")
Страховые взносы
Суд признал, что с суммы, выплаченной Обществом своему директору для исполнения договора поручения, но израсходованной на личные нужды последнего, должны быть исчислены страховые взносы

Единственный участник Общества одновременно являлся и его директором (трудовой договор при этом отсутствовал). В проверяемом периоде данному лицу как директору Общества не начислялась и не выплачивалась заработная плата, также ему как участнику Общества не выплачивались дивиденды. Однако в этом периоде с расчетного счета Общества на расчетный счет этого лица была перечислена денежная сумма по договору поручения. Предметом этого договора выступают действия поверенного (директора) от имени и за счет доверителя (Общество) по приобретению имущества: кирпич силикатный, окна ПВХ.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что с этой денежной суммы должны быть исчислены страховые взносы, так как фактически спорная сумма израсходована не в интересах Общества, а в личных интересах директора.

Общество в качестве возражения против доначисления страховых взносов указывало, на то, что директор общества и его единственный участник не состоит с обществом трудовых отношениях, поскольку не он заключал с обществом трудового договора. Спорная сумма перечислена обществом директору не в качестве оплаты по трудовому договору, а в рамках исполнения договора поручения.

Суды не согласились с позицией Общества, исходя из следующего.

Исходя из положений ст.ст. 7, 40, 39 закона № 14-ФЗ «Об ООО», ст.ст. 15, 16, 17, 19, 275 ТК РФ трудовые отношения между ООО и руководителем такого общества, являющимся также его единственным участником, не требуют заключения самостоятельного трудового договора, а возникают в силу закона на основании решения единственного участника о возложении на себя полномочий руководителя общества. Таким образом, отсутствие трудового договора в рассматриваемом случае не свидетельствует об отсутствии между директором и обществом трудовых отношений.

Заключение между Обществом (в лице директора) и директором договора поручения не имело разумной деловой цели. Спорные денежные средства в сумме 90 000 руб., перечисленные со счета Общества на счет директора, не являлись оплатой стоимости приобретенных для общества товаров по названному договору поручения, а фактически были облагаемой страховыми взносами оплатой труда руководителя общества, расходовавшейся им на личные нужды (для реконструкции и ремонта принадлежащего ему и членам его семьи жилого дома).

Соответственно, единственной целью заключения между сторонами данного договора поручения являлось освобождение выплаты, перечисленной Обществом своему единственному участнику и руководителю в качестве оплаты труда, от начисления обязательных платежей (в рассматриваемом случае - страховых взносов).

(постановление АС Центрального округа от 23.11.2020 по делу № А48-11923/2019
ООО ВНТЦ "Исток")
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных