Отсутствие паспорта энергетической эффективности жилого многоквартирного дома само по себе не препятствует применению льготы по налогу на имущество в отношении расположенных в нем квартир Налогоплательщик в декабре 2015 года ввел в эксплуатацию многоквартирный жилой дом (МКД), получив перед этим заключение Инспекции государственного строительного надзора о том, что класс энергетической эффективности данного здания «В» - высокий.
В предъявленной в 2019 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год им заявлены как льготируемые в силу п. 21 ст. 381 НК РФ объекты недвижимости (квартиры, расположенные в МКД), принадлежащие обществу на праве собственности.
Налоговый орган по итогам проверки этой декларации пришел к выводу о неправомерности применения налогоплательщиком льготы, поскольку на дату ввода МКД в эксплуатацию у него отсутствовали паспорта энергетической эффективности. Кроме того, под высоким классом энергетической эффективности следует признать только присвоенный в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 08.04.2011 № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» класс энергетической эффективности «А».
При оспаривании решения налогового органа о доначислении налога на имущество установлено, что на момент ввода объектов в эксплуатацию энергетический паспорт на них действительно отсутствовал. Тем не менее, суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, не согласившись с тем, что класс энергетической эффективности должен подтверждаться только энергетическим паспортом, составленным на момент ввода жилого дома в эксплуатацию, поскольку такое требование не основано на нормах права.
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов далее – Требования № 18).
Действительно, в соответствии с п. 7 Требований № 18, на который ссылается налоговый орган, класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома (в редакции, действовавшей на момент ввода в эксплуатацию спорных домов). Данное положение определяет содержание энергетического паспорта в части включения в него сведений о классе энергетической эффективности, но из него не следует, что именно энергетический паспорт является документом, устанавливающим этот класс. Таким документом в силу ст. 12 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» является заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.
Суд также отклонил ссылку налогового органа на то, что только объекты, отнесенные к классу «А», свидетельствуют о наличии высокой энергетической эффективности и могут быть льготированы. Здесь суд отметил, что из положений п. 21 ст. 381 НК РФ следует, что для применения льготы необходимо возведение объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, при этом требования к ее уровню относительно классов энергетической эффективности не установлено. На дату ввода МКД в эксплуатацию класс «В» относился к высокому классу энергоэффективности.
(постановление 14 ААС от 10.11.2020 по делу № А66-2799/2020 ООО "ИНТЭК") Суд признал, что отсутствие возможности эксплуатации приобретенных вертолетов исключает возможность доначисления по ним налога на имущество Налогоплательщик приобрел несколько вертолетов и учел их на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», обосновав это тем, что у приобретенного имущества не была сформирована первоначальная стоимость и требовалось привести активы в пригодное для использования состояние.
Налоговый орган, полагая, что воздушные судна должны были быть учтены налогоплательщиком в качестве объекта основных средств на счете 01, так как соответствуют признакам основного средства, указанным в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», пришел к выводу, что налогоплательщик занизил налог на имущество организаций.
При рассмотрении спора в суде установлено, что спорные вертолеты с момента перехода права собственности не использовались в деятельности налогоплательщика, не имели действующих сертификатов летной годности и сертификатов эксплуатанта, очередные этапы назначенного ресурса и календарные сроки службы ВС не продлевались.
Кроме того, в соответствии с условиями договоров воздушные суда передавались от предыдущего собственника в состоянии «как есть», то есть неукомплектованными. На момент подписания актов перехода права собственности на воздушных суднах отсутствовали предусмотренные пономерной документацией некоторые узлы и агрегаты.
Суды согласились с доводами налогоплательщика о том, что актив образует основное средство и, соответственно, объект обложения налогом на имущество организаций только с момента фактической готовности актива к использованию в коммерческой деятельности исходя из его физического и нормативного состояния (исправно, комплектно, выполнены все нормативные требования). Именно такое состояние образует готовность объекта к использованию, так как возможность использования объекта в такой ситуации существует объективно и не зависит от воли организации.
Вопреки доводам налогового органа (как указал суд первой инстанции), актив образует основное средство не только в условиях наличия у него потенциала для использования в будущем, но и в условиях нахождения такового объекта в состоянии, пригодном к эксплуатации, то есть когда полностью сформирована первоначальная стоимость такового актива. При этом то обстоятельство, что вертолеты учитывались у предыдущего собственника как основные средства, не свидетельствует о том, что на момент перехода права собственности от него к покупателю (налогоплательщику) указанные активы не могли утратить свои свойства и не требовали доведения до состояния, пригодного к дальнейшему использованию.
Суды также отклонили довод налогового органа о том, что налогоплательщиком по спорным воздушным судам в полном объеме из бюджета получен вычет по НДС, что свидетельствует, по мнению налогового органа, о том, что эти воздушные суда пригодны для использования в налогооблагаемых операциях. Здесь судами отмечено, что основания для отказа в применении налогового вычета отсутствовали, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорное имущество не будет использоваться в операциях, подлежащих налогообложению.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.11.2020 по делу № А75-10474/2019 АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги")