Суд признал, что нарушение налоговым органом срока вручения налогоплательщику решения о выездной проверке привело в итоге к пропуску срока на взыскание налога, доначисленного по ее итогам Налоговый орган вынес решение по итогам выездной проверки 06.11.2018, но вручил его налогоплательщику 05.09.2019. После неисполнения налогоплательщиком требования об уплате доначисленной по итогам проверки суммы налога налоговый орган 11.11.2019 вынес решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках.
Налогоплательщик обжаловал решение о взыскании, считая, что решение по итогам проверки должно было быть вручено ему не позднее 12.11.2018 и, соответственно, вступить в силу не позднее 12.12.2018. Решение же о взыскании могло быть вынесено налоговым органом не позднее 01.04.2019.
Налоговый орган в качестве возражений на это указал, что процесс принудительного взыскания начинается только лишь с направления налогоплательщику требования об уплате суммы налога, пеней, штрафа, срок направления которого предусмотрен ст. 70 НК РФ. Поэтому срок на взыскание налога не нарушен.
Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав, что объективных препятствий для вручения налогоплательщику решения от 06.11.2018 вплоть до 05.09.2019 (даты фактического его вручения) у налогового органа не имелось. Такой длительный срок вручения решения нарушает законные права и интересы налогполательщика как субъекта экономической деятельности.
Принимая во внимание дату принятия решения (06.11.2018), а также установленные Налоговым кодексом РФ сроки и их совокупность (п.9 ст. 101, 138, 139.1, п.6 ст. 140, 70, п.4 ст.69, п.3 ст. 46 НК РФ), суд согласился с позицией налогоплательщика, что налоговым органом пропущен срок на принятие решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
(решение АС Кемеровской области от 25.08.2020 по делу № А27-1723/2020 ООО "Энергоподряд") ОЦЕНКА TAXOLOGY Очередной пример того, как нарушение налоговым органом тех или иных процедурных сроков при проведении проверок и/или оформлении их результатов приводит затем к тому, что налогоплательщику в будущем по этой причине удается признать незаконным решение о взыскании налога, доначисленного по такой проверке (с помощью п. 31 Пленума ВАС по части первой НК). В качестве еще одного позитивного примера в этом году можно назвать судебные акты по делу №
А11-10397/2019.
Стоит отметить, что в таких спорах часто и налогоплательщики, и налоговые органы в равной степени ссылаются на упомянутый п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. И далеко не всегда он толкуется в пользу налогоплательщика. В качестве таких примеров можно назвать отказное определение ВС от 09.11.2018 по делу №
А41-86658/2017 и свежее отказное определение ВС от 21.09.2020 по делу №
А56-67310/2019. В судебных актах по последнему из указанных дел отмечается, что из буквального содержания положений Постановления Пленума № 57 следует, что проверке подлежат сроки на принудительное взыскание налоговой задолженности, начало течения которых связано с выставлением требования.
Суд признал правомерным истребование данных о детализации звонков (биллинга) для их сопоставления с данными предоставленными третьим лицом в ходе его налоговой проверки В ходе выездной проверки третьего лица налоговый орган проверял правомерность включения в состав расходов в 2015 году в целях налогообложения затрат по услугам передачи голосового трафика в рамках соглашения с одним из контрагентов (резидентом оффшорной зоны - Британских Виргинских островов).
С этой целью налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов (информации), а именно: обезличенные сведения о детализации звонков (исходящих и входящих) по перечню абонентских номеров за 14.10.2015 с 00:00 по 23.59:59 с указанием номеров, с которыми происходило соединение, даты и времени звонка (с секундами), продолжительности звонка, стоимости звонка.
Налогоплательщик отказал в предоставлении сведений, указав на отсутствие правовых оснований для запроса данной информации. За этот отказ он был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
При оспаривании требования и штрафа в суде налогоплательщик утверждал, что истребованная налоговым органом детализация звонков составляет тайну телефонных переговоров, доступ к которой органичен и предоставляется только на основании решения суда по запросу правоохранительных органов в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем у налогового органа отсутствует право на истребование указанной информации.
По мнению же инспекции, детализация звонков (данные биллинга) не составляет тайну телефонных переговоров, поскольку: 1) эти данные в виду отсутствиях их идентификации и персонализации относятся к информации ограниченного доступа, право на получение которой предоставлено, в том числе и налоговым органам, 2) целью получения данных биллинга является не раскрытие и использование персональной информации о физических или юридических лицах – абонентах, а проверка правильности учета расходов по передаче голосового трафика проверяемого налогоплательщика.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из того, что сами по себе данные биллинга без привязки к конкретным абонентам являются обезличенной информацией, касающейся исключительно объема и стоимости услуг связи, которые без дополнительной информации оператора связи не позволяют идентифицировать конкретного абонента, в связи с чем не составляют тайну телефонных переговоров, поэтому на полученные данных биллинга не распространяется дополнительные ограничения, установленные ст. 63 Закона о связи и ст. 9 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; целью получения информации является исключительно контроль за уплатой налогов проверяемым налогоплательщиком - оператором связи, в том числе для подтверждения/опровержения фактов задвоения записей.
(постановление АС Московского округа от 21.09.2020 по делу № А40-272978/2019 ПАО "МЕГАФОН")