Приостановление операций по счетам из-за непредставления декларации признано незаконным, поскольку налогоплательщик добросовестно заблуждался при выборе надлежащего налогового органа для ее представления Налогоплательщик состоял на налоговом учете в МИФНС № 24, представляя в нее налоговые декларации в т.ч. по транспортному налогу (которые принимались без каких-либо замечаний со стороны налогового органа).
В январе 2019 года он представил в эту налоговую инспекцию очередную декларацию по транспортному налогу. Однако через 3 недели другой налоговый орган (МИФНС № 32) сделал запрос в ГИБДД и выяснил, что на территории, администрируемой МИФНС № 32, у налогоплательщика зарегистрирован автомобиль и декларация по нему должна была быть подана именно в МИФНС № 32.
Поскольку налогоплательщик не представлял декларации в МИФНС № 32, та приостановила операции по счетам налогоплательщика, причинив последнему (по его словам) убытки.
Налогоплательщик оспорил это решение о приостановлении операций по счетам, а также потребовал от налогового органа возмещения убытков.
Суды первой и апелляционной инстанций при первоначальном рассмотрении дела отказали в удовлетворении требований налогоплательщика, полагая, что поскольку спорное транспортное средство зарегистрировано по адресу, администрируемому МИФНС РФ № 32, налоговый орган вправе был исходить из обязанности налогоплательщика, установленной п. 1 ст. 363 НК РФ, представить налоговую декларацию именно в МИФНС РФ № 32.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, отметив, что до момента постановки на налоговый учет и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 84 НК РФ, собственник транспортного средства может добросовестно заблуждаться в том, какой из территориальных органов ФНС администрирует конкретный адрес места регистрации транспортного средства, учитывая повсеместное несовпадение юрисдикции территориальных органов с административным делением на города и районы (образованием межрайонных налоговых инспекций).
Кроме того, в российском налоговом законодательстве добросовестность налогоплательщика презюмируется. Его действия считаются законными, пока в установленном законом порядке не доказано обратное.
При новом рассмотрении суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, признав недействительным решение налогового органа о приостановке операций по счетам и взыскав убытки, причиненные блокировкой счета.
При этом суд установил, что доказательств почтового направления в адрес налогоплательщика уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе, МИФНС № 32 в материалы дела не представлено.
В связи с этим суд указал что налогоплательщик добросовестно заблуждался в том, какой из территориальных органов ФНС администрирует конкретный адрес места регистрации транспортного средства. При таких обстоятельствах приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств является избыточной мерой реагирования.
(решение АС Свердловской области от 25.08.2020 по делу № А60-26874/2019 ООО "РОЛСИ") Суд признал, что изначальное отсутствие в решении о проведении выездной проверки указания на ее предмет и период является технической ошибкой, не влияющей на законность этого решения Налоговым органом 31.12.2019 принято решение о проведении в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки. Это решение, а также требование от 31.12.2019 о предоставлении документов (информации), уведомление от 31.12.2019 о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислениями и уплатой налогов направлены в адрес налогоплательщика по ТКС и получено последним 15.01.2020.
Однако при формировании документа в электронном виде в тексте решения не отразились данные: «наименование налога, сбора», «период проверки». В связи с этим указанная ошибка была исправлена налоговым органом посредством внесения изменений в решение о проведении выездной проверки, с указанием предмета выездной налоговой проверки («по всем налогам, сборам, страховым взносам») и периода, за который назначена выездная налоговая проверка («с 01.01.2016 по 31.12.2018»). Соответствующее письмо от 16.01.2020 направлено в адрес налогоплательщика и получено им 17.01.2020.
По мнению налогоплательщика, в такой ситуации налоговый орган фактически именно в 2020 году принял решение о проведении выездной проверки за 2016-2018 гг., однако 2016 год уже находится за пределами срока давности проведения выездной проверки, т.е. не может быть охвачен ею. При этом само решение о назначении проверки подлежит признанию недействительным в целом, поскольку в нем отсутствуют основные, установленные ст. 89 НК сведения в отношении назначаемой в отношении него выездной проверки - предмет и период проверки, что нарушает его права как налогоплательщика. Отсутствие в решении указания на предмет и период налоговой проверки не может рассматриваться ни как техническая ошибка, ни как опечатка.
Суды не согласились с налогоплательщиком и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав, что нормы налогового законодательства не содержат запрета налоговым органам вносить изменения и исправлять технические ошибки и опечатки в решении о проведении выездной налоговой проверки. Само по себе отсутствие в действующем законодательстве прямого указания на возможность налогового органа исправить допущенную ошибку или опечатку в решении о проведении налоговой проверки, равно как и отсутствие установленной формы решения об исправлении технической ошибки (опечатки), не свидетельствует о неправомерном поведении налогового органа по отношению к налогоплательщику.
Довод налогоплательщика о нарушении действиями налогового органа требований п. 4 ст. 89 НК, в соответствии с которым в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, отклонен. Оспариваемое решение вынесено 31.12.2019, соответственно период с 01.01.2016 по 31.12.2018 налоговым органом верно определен с учетом требований п. 4 ст. 89 НК РФ.
С учетом того обстоятельства, что налоговый орган своевременно и самостоятельно устранил допущенную техническую ошибку, не усматривается оснований для квалификации указанных действий как нарушающих права и законные интересы налогоплательщика.
(постановление 9 ААС от 26.08.2020 по делу № А40-75126/2020 ООО "ТД Аскона")