При ошибочном указании налоговым органом в требовании о представлении документов срока их представления в двадцать (а не в десять) дней, налогоплательщик вправе руководствоваться 20-ти дневным сроком Налоговый орган в рамках выездной проверки направил налогоплательщику требование о представлении документов (информации) от 05.02.2019, в котором указано, что в соответствии со статьей 93 НК РФ необходимо представить в течение 20 рабочих дней со дня получения настоящего требования табель учета рабочего времени за 2015-2017 гг. по всем структурным подразделениям.
13.03.2019 налогоплательщиком представлено письмо от 06.03.2019, в котором указано на отсутствие возможности их представления, поскольку запрашиваемые документы изъяты 01.03.2019 в ходе обследования помещений сотрудником ФСБ.
Несмотря на этот ответ налогоплательщика, он привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление табеля в установленный срок, поскольку, по мнению налогового органа, табель должен был быть представлен не позднее 19.02.2019. Указание в требовании срока 20 дней вместо 10 дней является технической ошибкой, которая не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Учитывая наличие в требовании ссылки на ст. 93 НК РФ налогоплательщик не мог не знать о необходимости представления документов именно в течение 10 дней (до 19.02.2019), а не 20 дней. В установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок истребуемый документ не представлен, следовательно, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.
Суд не согласился с этим доводом налогового органа, отметив следующее.
Действительно в требовании допущена техническая опечатка в указании срока, однако ст. 93 НК РФ содержит указание сроков и 10 дней и 20 дней, таким образом, налогоплательщик руководствовался информацией, указанной в требовании - 20 дней. Предоставление документа не позднее 19.02.2019 не соответствует сроку, указанному в требовании.
Учитывая, что в действиях налогоплательщика отсутствует вина в совершении налогового правонарушения, в акте и решении неверно отражено событие налогового правонарушения, арбитражный суд первой инстанции правомерно заявленные требования удовлетворил и признал недействительным оспариваемое решение налогового органа.
(постановление 7 ААС от 26.06.2020 по делу № А03-13296/2019 ООО "Усть-Калманский маслосырзавод") ОЦЕНКА TAXOLOGY Очередное дело о последствиях ошибок налоговых органов при составлении ненормативных актов. Особенность данного дела в том, что ошибка выражается в несоответствии содержания того или иного элемента властного предписания законодательному акту, а значит, такая ошибка не могла быть не замечена самим налогоплательщиком, который (с позиции налогового органа) мог и должен был в такой ситуации руководствоваться положениями именно закона (исходя из иерархии правовых актов по их юридической силе).
Однако мотивировка судебного решения получилась несколько половинчатой. Суд мог бы мотивировать свое решение тем, что ошибка налогового органа в указании срока представления документов не должна влечь за собой негативных последствий, если налогоплательщик руководствовался этим ошибочным сроком. Вместо этого суд фактически признает, что налогоплательщик должен был руководствоваться законом и указанным в нем 20-дневным сроком (причем независимо от того, что ни он сам, ни налоговый орган не рассматривали налогоплательщика в качестве участника КГН, для проверки которой этот срок предусмотрен спорной нормой НК). Такой подход суда не дает ответа на вопрос о том, какое решение вынес бы он, если бы в требовании был указан иной (отсутствующий в п. 3 ст.93 НК) ошибочный срок, например, 15 или 30 дней.
Суд признал неправомерным применение участником СПИК в 2018 году нулевой ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет В 2015 году между налогоплательщиком и администрацией региона был заключен специальный инвестиционный контракт (СПИК), предусматривающий налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в региональный бюджет, в размере 13,5%.
В 2016 в региональный закон о налогообложении участников СПИК внесено дополнение, согласно которому для указанных в п. 2 ст. 25.9 НК РФ налогоплательщиков – участников СПИК, заключенных при участии данного региона в качестве стороны СПИК, ставка налога на прибыль для регионального бюджета устанавливается в размере 0%.
В связи с этим в декларациях по налогу на прибыль организаций за полугодие и 9 месяцев 2018 года налогоплательщик заявил о применении ставки налога на прибыль организаций в размере 0 процентов, предусмотренной для участников СПИК.
Налоговый орган отказал в применении нулевой ставки, исходя из того, что СПИК заключен налогоплательщиком с региональной администрацией, а не с федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на заключение СПИК в отраслях промышленности (от имени РФ), как это предусмотрено п. 2 ст. 25.9 НК РФ.
Возражая против позиции налогового органа, налогоплательщик указал, что в НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, отсутствовали прямые указания на то, что СПИК для применения налоговой льготы в виде нулевой процентной ставки по налогу на прибыль организаций должен быть заключен исключительно с федеральным органом исполнительной власти. В силу изменения законодательного регулирования спорных правоотношений только с 01.01.2020 законодатель четко и недвусмысленно установил, что право на спорную налоговую льготу имеют участники СПИКов, заключенных при участии РФ. Ранее действовавшие нормы налогового законодательства в совокупности с положениями Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» позволяли претендовать на применение льготы в том числе и участникам «региональных» СПИКов. Следовательно, до 01.01.2020 ввиду наличия неустранимых сомнений, противоречий и неясности налогового законодательства, общество до 2020 года имело право на применение нулевую процентную ставку по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет.
Суды отклонили эти доводы налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из того, что нормы регионального закона не могут противоречить НК РФ. Предусмотренное Законом № 488-ФЗ право на заключение СПИК с субъектом РФ само по себе не может означать, что участники данного контракта имеют такое же право на применение пониженной ставки, какое имеют участники контрактов, заключенных с РФ на том основании, что Закон № 488-ФЗ принят не в соответствии с НК РФ, а неясности в применении НК РФ (п.7 ст.3 ) отсутствовали.
(постановление АС Уральского округа от 07.07.2020 по делу № А50-31651/2019 ООО "Сода-хлорат")