Суд признал незаконным проведение выемки документов в ситуации, когда налогоплательщик готов добровольно представить налоговому органу их копии Налоговый орган в рамках выездной проверки вынес постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов и произвел у налогоплательщика эту выемку.
Налогоплательщик обжаловал в суд постановление о выемке, указав, что у налогового органа отсутствовали основания для проведения выемки, поскольку: 1) налогоплательщиком были подготовлены все копии истребуемых документов, о чем было сообщено налоговому органу письмом, полученным инспекцией до вынесения постановления о выемке; 2) налоговый орган в постановлении о выемке не привел доказательства того, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены.
Налоговый орган в свою очередь пояснил необходимость выемки документов необходимостью проведения экспертизы, непредставлением документов в установленный срок, наличием достаточных оснований предполагать, что подлинники документов/предметов могут быть исправлены, заменены или уничтожены.
Суд первой инстанции признал постановление о выемке незаконным, учитывая, что налогоплательщик в ответ на требование о предоставлении документов сообщил в налоговый орган, что копии истребованных документов им подготовлены. Суд учел, что налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, для проведения проверки налоговому органу предоставлено отдельное помещение, где и находятся копии данных документов. Кроме того, по изъятым документам налоговый орган так и не произвел экспертизу.
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа. По его мнению, тот факт, что налогоплательщик сообщил налоговому органу о том, что копии истребованных документов находятся в помещении по своему месту нахождения, не является исполнением обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 93 НК РФ. В связи с невыполнением налогоплательщиком указанной обязанности налоговый орган по правилам п. 4 ст. 93 НК РФ получил право на производство выемки документов. А наличие у налогового органа информации о совершении группой лиц действий, направленных на уклонение от уплаты налогов («дробление бизнеса»), дало основания предполагать, что у проверяемого налогоплательщика могут находиться документы, укрываемые от налогового контроля. Доводу налогового органа о том, что налоговая проверка до настоящего времени не закончена и экспертизы в ходе проверки ещё будут назначены, не дано оценки судом первой инстанции.
Суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление, оставив в силе решение первой инстанции, согласившись с тем, что формальное указание налоговым органом в постановлении на наличие оснований, предусмотренных п. 14 ст. 89 и ст. 94 НК, само по себе не может свидетельствовать о том, что такие основания для производства выемки у нее действительно имелись. Предположение налогового органа о применении схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц не является доказательством наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены предпринимателем подлинников документов.
Судьей ВС налоговому органу отказано в передаче его жалобы на рассмотрение СКЭС ВС.
(отказное определение ВС РФ от 01.04.2020 по делу № А06-841/2019 ИП Винокурова) ОЦЕНКА TAXOLOGY Очень показательный и позитивный кейс, учитывая, что уже на протяжении многих лет количество дел, в которых налогоплательщикам удавалось оспорить незаконность выемки, исчисляется считанными единицами. Отправной точкой в развитии этой негативной тенденции можно считать Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 по делу № А67-20/2010, которое в свое время было передано в Президиум как раз из-за наличия разнообразной практики относительно законности проведения выемки. Итоговый судебный акт Президиума в определенном смысле развязал налоговым органам руки, предоставив им практически неограниченные основания для выемки, прежде всего, через ссылку на необходимость проведения экспертизы.
Рассматриваемое отказное определение ВС РФ (несмотря на всю его необязательность для нижестоящих судов) со временем может стать поворотной точкой в смягчении устоявшейся негативной практики, а также некоторым ориентиром для налогоплательщиков, при оспаривании законности проведения выемки налоговыми органами.
Суд признал законным отказ налогового органа в разъяснении налогового законодательства применительно к ситуации, участником которой налогоплательщик не являлся Налогоплательщик направил в Минфин письменное обращение, в котором просил разъяснить вопросы применения законодательства РФ о налогах и сборах относительно смоделированной ситуации. Это обращение было перенаправлено в ФНС, а затем в региональное УФНС.
В ходе рассмотрения обращения УФНС установило, что налогоплательщик просит разъяснить вопросы применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении ситуации, участником которой он как налогоплательщик, не является, в связи с чем у налогового органа отсутствует обязанность в предоставлении подобной информации. В связи с этим налогоплательщику отказано в предоставлении необходимой ему информации.
Суд признал законным ответ (письмо) налогового органа с отказом в предоставлении информации, исходя из следующего.
Спорное письмо УФНС не является ненормативным правовым актом, поскольку носит лишь информационный характер, не создает каких-либо обязанностей и не содержит властно-распорядительных предписаний, распоряжений, нарушающих права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.21,подп. 4 п.1 ст.32 НК РФ и п.21 Административного регламента ФНС (утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н) на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующем законодательстве РФ о налогах и сборах только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам информацию в отношении иных лиц о возникновении каких-либо налоговых правоотношений и необходимости уплаты налогов и сборов непосредственно данными лицами. В рассматриваемом случае налогоплательщик персонально не является участником описанной в запросе ситуации, в связи с чем не может быть признан налогоплательщиком в данном случае и, соответственно, участником отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(решение АС Тюменской области от 15.05.2020 по делу № А70-1355/2020 ООО "Недра-Консалт")