Законодательное перераспределение налоговой выгоды из одной нормы в другую не может являться улучшением положения налогоплательщика по смыслу ст. 5 НК РФ По итогам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу о нарушении налогоплательщиком п. 48.21 ст. 270 НК РФ, выразившемся в неправомерном включении в состав расходов по налогу на прибыль организаций за 2016 и 2017 годы суммы платы в систему «Платон» в размере, на который была уменьшена сумма транспортного налога. В связи с чем, налогоплательщиком была завышена сумма расходов по налогу на прибыль организаций.
Только с 01 января 2019 года владельцы транспортных средств, имеющих разрешенную максимально массу свыше 12 тонн, могут включать в расходы по налогу на прибыль всю сумму платы в системе «Платон». В проверяемом же периоде, поскольку сумма этой платы за 2016-2017 гг. превышает сумму исчисленного транспортного налога за аналогичный период, налогоплательщик вправе был учесть в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций только сумму такого превышения на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Не оспаривая факт совершения налогового правонарушения, налогоплательщик, ссылаясь на ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, указал, что он не может быть привлечен к налоговой ответственности, поскольку, в связи с изменением налогового законодательства, с 01.01.2019 его действия по включению в состав расходов по налогу на прибыль всей суммы платы в систему «Платон», являются правомерными. То есть в данном случае правовое значение имеет тот факт, что до вынесения налоговым органом решения от 08.07.2019 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения федеральным законодательством устранена противоправность деяний по включению в состав расходов по налогу на прибыль суммы платы в систему «Платон» в полном объеме.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, согласившись с налоговым органом в следующем. Ссылка налогоплательщика на ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, является несостоятельной, поскольку прекращение действия п. 48.21 ст. 270 НК РФ не улучшает положение налогоплательщика, в том числе не устанавливает дополнительные гарантии защиты его прав, так как, одновременно прекратила свое действие и льгота, установленная п. 2 ст. 361.1 НК РФ, без применения которой не применялся п. 48.21 ст. 270 НК РФ.
Кроме того, Федеральным законом № 249-ФЗ предусмотрен конкретный период действия указанных норм. При этом налоговая ответственность за неуплату (неполную уплату) налога, предусмотренная ст. 122 НК, законодательством о налогах и сборах, не устранена и не смягчена.
Налогоплательщику на момент вступления в силу Закона № 249-ФЗ (о системе «Платон») было известно о периоде действия положений п. 2 ст. 361.1, п. 48.21 ст. 270 НК РФ.
(постановление 17 ААС от 18.02.2020 по делу № А71-16470/2019 ООО "Уватранслогистик") Суд признал необоснованным отказ налогового органа в приеме налоговой декларации ввиду сомнений в достоверности сведений о руководителе налогоплательщика Налогоплательщик по ТКС представил налоговому органу налоговые декларации и расчет (подписана ЭЦП директора). В тот же день налоговым органом налогоплательщику направлено уведомление об отказе в приеме налоговых деклараций (расчета) и (или) о том, что расчеты считаются непредставленными, со ссылкой на пункт 28 Административного регламента.
В качестве причины отказа в приеме налоговых деклараций налоговым органом указано отсутствие (неправильное указание) электронной подписи руководителя налогоплательщика. При этом еще за неделю до подачи указанных деклараций налоговым органом в информационный ресурс внесены сведения о компрометации ключа электронной подписи директора налогоплательщика в связи с тем, что последним не предоставлены доказательства реальной финансово-хозяйственной деятельности названной организации.
Налогоплательщик оспорил в суде отказ в приеме декларации, но налоговый орган в качестве возражений указал, что необходимые ресурсы для достижения результата соответствующей экономической деятельности (земельные участки, имущество, транспорт, работники) у налогоплательщика отсутствуют. Он создан не с целью ведения реальной финансово-хозяйственной деятельности, имеются разумные сомнения в достоверности сведений о его руководителе. Директор ранее руководил другой организацией, исключенной из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о ней.
Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, исходя из того, что статус его директора в качестве такового подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, и по существу налоговым органом не опровергнут, доказательств подписания налоговой декларации иным, неуполномоченным лицом не представлено.
Довод налогового органа о том, что исходя из положений статьи 80 НК РФ достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы налогового органа о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации, отклонен судом, как противоречащий п. 4 ст. 80 НК РФ, и основанный на расширительном толковании норм НК.
Налоговому органу не предоставлено полномочий по проверке достоверности сведений в декларациях до момента их фактического принятия. Именно прием декларации является основанием для проведения соответствующих контрольных мероприятий.
Направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, установленная налоговым органом, должна быть отражена в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение, а налогоплательщик должен иметь возможность реализовать предоставленные ему НК РФ права для представления возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, обжалования решения налогового органа, чего он фактически лишается в случае отказа в принятии налоговой декларации по обстоятельствам, характеризующим его как «транзитную» организацию, не осуществляющую реальную хозяйственную деятельность.
(решение АС Красноярского края от 29.01.2020 по делу № А33-31404/2019 ООО "Автоинвест")