Дайджест № 143
Уважаемые коллеги, добрый день!
В дайджесте № 143 обращаем ваше внимание на свежие налоговые дела:
1)
Иногда обоснованность покупки сырья через офшорных посредников можно успешно обосновать в суде
2)
Снова процедурные вопросы в пользу налогоплательщиков и занимательная арифметика – избыточные требования о предоставлении документов в ходе ДМНК могут свидетельствовать о злоупотреблениях со стороны инспекции
3)
Стройка без специальных разрешений – прямой путь к невозможности использования построенного и к отказу в вычетах по НДС
4)
Реорганизация в форме преобразования не влияет на исчисление срока владения долями для целей нулевой ставки по дивидендам
И многое другое...
Международное налогообложение
Суд признал обоснованным приобретение лекарственных субстанций через офшорных посредников

Налогоплательщик осуществлял производство лекарственных препаратов на территории России из фармацевтических субстанций, которые приобретал у поставщиков, зарегистрированных в офшорных зонах (Британские Виргинские Острова, Гонконг, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты). При этом из содержания документов следует, что фактически груз транспортируется напрямую из Индии налогоплательщику (в Иркутск) без передачи товара посредникам и без какого-либо их участия в данном процессе.

Одним из изготовителей закупаемого сырья является индийская компания, которая, в свою очередь, согласно официальным данным, имело взаимодействие по поставкам только с другой индийской компанией, которая в свою очередь, является взаимозависимой по отношению к налогоплательщику. И, по мнению налогового органа, налогоплательщик не мог не знать о ценах завода-изготовителя или о продажных ценах второй компании, потому мог закупать сырьё либо напрямую с завода, либо у этой второй индийской компании, без участия посредников.

Из анализа полученной информации, размещенной на сайте «Infodrive India», налоговым органом установлено, что цены на соответствующее сырье, экспортируемое из Индии, значительно ниже цен, заявленных налогоплательщиком по контрактам с посредниками, находящимися в офшорных зонах. Поэтому поставка, осуществляемая по контрактам с указанными посредниками, имела целью завышение стоимости товара для дальнейшего увеличения сумм произведенных расходов. Путем заключения налогоплательщиком договоров займа с взаимозависимой организацией, а также за счет участия в них своего учредителя, который уполномочен управлять банковскими счетами офшорных организаций, либо был их бенефициарным владельцем, торговая наценка, приходящаяся на офшорные организации, в дальнейшем выводилась из-под налогообложения.

Тем не менее, суд решил, что налогоплательщиком соблюдены условия, предусмотренные гл. 25 НК для подтверждения права на включение в состав расходов по налогу на прибыль затрат по операциям, связанным с приобретением лекарственных препаратов.

Спорные контрагенты налогоплательщика являются реально существующими организациями. Согласно представленным пояснениям, заключение договоров с посредниками, «трейдерами» не являлось инициативой налогоплательщика. Такие условия работы продиктованы производителями лекарственных субстанций. Налогоплательщик вынужден соглашаться с ними для получения сырья высокого качества от интересующих его производителей.

Ссылка на отсутствие в базе данных компании «BureauvanDijk» информации о спорных офшорных компаниях отклоняется, поскольку компания «BureauvanDijk» не является официальным источником информации о регистрации юридических лиц в различных иностранных государствах. Использованная налоговым органом при сопоставлении сделок взаимозависимых лиц информационная база компании «InfodriveIndia» не является официальным источником информации иностранных государств или международных организаций.

(решение АС Иркутской области от 05.02.2020 по делу № А19-12789/2019,
АО "Фармасинтез")
Общие положения налогового законодательства
Суд признал незаконными требования о предоставлении документов в рамках ДМНК в связи с несоответствием характера и объема документов общим целям этих мероприятий

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК) налоговый орган направил налогоплательщику семь требований о представлении документов. В этих требованиях в строке «наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации)» указано «в связи с выездной налоговой проверкой». Кроме того, целый ряд документов (с позиции налогоплательщика) не имел отношения к предмету ДМНК, а объем этих истребуемых документов выходил за разумные пределы.

Все требования были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд, который признал все требования незаконными, исходя из следующего.

Поскольку выездная проверка была уже завершена, то поэтому в рассматриваемых 7 (семи) требованиях в графе «наименование мероприятия налогового контроля» должна была быть формулировка не «в связи с выездной налоговой проверкой», а иная формулировка: «в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля». Проведение ДМНК ограничивает права налогового органа на истребование документов (информации). При их проведении налоговым органом могут быть истребованы только те документы (информация), которые связаны с фактами предполагаемых налоговых правонарушений, отраженных в акте проверки.

Были запрошены документы (информация), не имеющие никакого отношения к хозяйственным операциям налогоплательщика со спорными поставщиками, в том числе документы (информация) за те проверенные налоговым органом периоды, в которых какие-либо признаки налоговых правонарушений вообще не были обнаружены.

Объем затребованных по обжалуемым 7 требованиям регистров бухгалтерского и налогового учета и копий первичных документов по оценке налогоплательщика составляет не менее 30 000 листов формата А4, что равно 60 стандартным пачкам такой бумаги по 500 листов. Затраты на изготовление такого объема затребованных документов составят для него сумму, превышающую 100 000 рублей. Истребование такого объема документов соответствует проведению выездной налоговой проверки сплошным методом и не может соответствовать предмету проведения ДМНК.

Срок завершения ДМНК по решению налогового органа от 01.07.2019 - 01.08.2019. Если сотрудники налогового органа затратят на просмотр 1 страницы запрошенных документов 30 секунд (0,5 минуты), то для просмотра 30 000 страниц им потребуется: 30 000 х 0.5 = 15 000 минут или 15 000 : 60 = 250 часов (по 125 часов на человека). При 8-часовом рабочем дне и 5-дневной рабочей неделе это составит: 125 : 8 = 15,6 рабочих дня или 15,6 : 5 = 3,1 недели (при непрерывной работе). Т.е. просмотр документов должен при таких обстоятельствах закончиться не ранее 08.08.2019 года. т.е. за пределами установленного срока на проведение ДМНК.

Это означает, что сотрудники налогового органа заведомо не собирались изучать запрошенные документы, а целью направления требований является именно создание ситуации для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

(решение АС Самарской области от 05.02.2020 по делу № А55-32444/2019,
ООО "Линия В")
НДС
Отсутствие разрешительной документации на строительство может препятствовать применению вычета по НДС, если нет доказательств, что без нее имущество может использоваться в облагаемых НДС операциях

Налогоплательщиком были заявлены к вычету суммы НДС, предъявленные ему в рамках строительства (реконструкции) объекта капитального строительства «Завод металлосодержащих концентратов». По его мнению, им соблюдены все условия, установленные положениями ст.ст. 171 и 172 НК РФ. Так, основным видом его деятельности является «аренда и управление собственным или арендованным имуществом». Из проектной документации на Завод следует, что предполагается сдавать в аренду производственное оборудование, обеспечивающее переработку отходящей пыли электродуговых печей в процессе выплавки стали и преобразование ее в вельц-оксид цинка.

Налоговый орган отказал в вычете НДС, поскольку не подтверждено, что ремонтные работы на данных объектах и иные товары, связанные с указанными объектами недвижимости приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

При рассмотрении дела установлено, что налогоплательщиком осуществлялась реконструкция опасного объекта без разрешительных документов, без государственной экспертизы проектной документации, без установления санитарно-защитной зоны, без разрешения на строительство. Лицензия на обращение с вредными отходами отсутствует. Налогоплательщик ни в ходе проверки, ни в судебное заседание не представил доказательств того, что без указанных документов спорное имущество может использоваться в облагаемых НДС операциях.

В связи с этим суд решил, что налогоплательщиком не подтверждена реальность финансово-хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли, а также не подтверждено, что объекты недвижимости, ремонтные работы на них и иные товары, связанные с указанными объектами недвижимости приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

У налогоплательщика отсутствуют законные основания для выполнения тех задач, для которых организация была создана, а именно для осуществления строительства (реконструкции) Завода металлосодержащих концентратов. Поскольку налоговым законодательством не предусмотрено предоставление налоговых вычетов по НДС налогоплательщикам, осуществляющим незаконную деятельность, налоговый орган правомерно принял решение об отказе в предоставлении вычета НДС, - отметил суд.

(решение АС Свердловской области от 06.02.2020 по делу № А60-58462/2019,
ООО "ГСД-Р")


ОЦЕНКА TAXOLOGY

Суд, рассматривавший данное дело не случайно сослался в решении на отказное Определение ВС РФ от 06.05.2015 № 309-КГ15-3633 по делу № А60-7489/2014, по сути обозначив, что заложенные в нем подходы и соответствующие налоговые риски сохраняют актуальность и по сей день. Дело пятилетней давности рассматривалось почти сразу после появления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 (по НДС), из п. 11 которого следовало, что несоблюдение каких-либо публично-правовых предписаний по общему правилу не должно препятствовать вычету по НДС. Суд первой инстанции в том деле как раз и сослался на этот пункт Пленума. Но в кассации тогда налоговому органу по сути удалось создать своеобразное исключение из этого пункта, акцентировав внимание на том, что если без разрешительной документации у налогоплательщика не будет легальной возможности использовать объект (по которому заявлен вычет) для осуществления операций, облагаемых НДС, то в таком случае не будет выполняться одно из установленных ст. 171 НК условий для принятия НДС к вычету.



Зачет обеспечительного платежа в счет арендной платы, произведенный путем выставления соответствующего счета-фактуры, предоставляет арендатору право принять его к вычету в периоде зачета

Между налогоплательщиком (арендатор) и контрагентом был заключен договор аренды здания. В одном из пунктов договора (4.9) стороны (предусмотрев внесение арендатором обеспечительного платежа) решили, что этот платеж не является авансовым платежом или задатком по смыслу ст. 390 ГК РФ и что поистечении договора аренды или в случае досрочного расторжения договора аренды по любым основаниям арендодатель обязуется вернуть обеспечительный платеж арендатору в течение 10 (десяти) дней после подписания сторонами акта возврата. Обеспечительный платеж также может быть зачтен арендодателем в счет арендной платы арендатора за последний месяц срока аренды.

Обеспечительный платеж поступил в распоряжение контрагента и не был возвращен в связи с тем, что арендные отношения не прекращались. При этом контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру от 10.09.2014 на уплаченный обеспечительный платеж и произвел оплату НДС, чем признал обеспечительный платеж предоплатой, что следует из электронной переписки налогоплательщика и контрагента.

В свою очередь налогоплательщик в 3-ем квартале 2014 года принял указанную сумму обеспечительного платежа к вычету по НДС.

Налоговый орган признал такое принятие к вычету неправомерным. Проанализировав условия договора аренды, он пришел к выводу, что обеспечительный платеж не несет платежной функции, является возвращаемым платежом и по своей природе выступает в качестве гарантии исполнения обязательств по договору. Поскольку обеспечительный взнос в момент его получения платежную функцию не выполняет, рассматривать его в качестве частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров, оснований нет.Исходя из пункта 4.9 Договора обеспечительный платеж будет нести платежную функцию только в случае его зачета арендодателем в счет арендной платы арендатора за последний месяц срока аренды.

Суды не согласились с позицией налогового органа, указав, что на основании ст. 162 НК РФ сумма обеспечительного депозита должна включаться в налоговую базу по НДС, поскольку в соответствии с договором обеспечительный платеж может рассматриваться как авансовый платеж за последний месяц аренды. Так как в пункте 4.9 договора аренды указана возможность зачета арендодателем обеспечительного платежа в счет уплаты арендной платы арендатора за последний месяц срока аренды, то обеспечительный платеж подлежит включению в налоговую базу по НДС.

В данном случае, обеспечительный взнос был зачтен арендодателем в счет оплаты договора аренды в сентябре 2014, в связи с чем у налогоплательщика возникло право на заявление налоговых вычетов в 3 квартале 2014 года.

(постановление АС Центрального округа от 05.02.2020 по делу № А62-11883/2018,
ООО "Тривиум Пэкэджин Вязьма")
Налог на прибыль
Реорганизация в форме преобразования не прерывает срок владения участника юридического лица долей в его уставном капитале для целей применения пониженной ставки налога с дивидендов

Налогоплательщиком по итогам финансового 2015 года в адрес российских участников произведены выплаты в виде дивидендов, обложенных по ставке 0%.

В ходе проверки налоговый орган установил, что период непрерывного владения участником налогоплательщика долей в его уставном капитале составил менее 365 дней до дня принятия решения о выплате дивидендов. В связи с этим, в нарушение пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ, налогоплательщиком (в качестве налогового агента) не был удержан и не был перечислен налог на прибыль с выплаченных учредителю доходов в виде дивидендов по ставке 13%.

При рассмотрении спора было установлено, что 21.04.2015 нынешний участник налогоплательщика приобрел 100% акций последнего. 19.05.2015 налогоплательщик был реорганизован путем преобразования из ОАО в ООО с обменом акций из расчета – одна акция равна одной доле. Реорганизация отражена записью в ЕГРЮЛ от 27.05.2015.

25.04.2016 было принято решение о выплате налогоплательщиком дивидендов, которые фактически были выплачены 25 и 28 апреля 2016 года.

В связи с этим суд отметил, что при реорганизации владение участником долей в уставном капитале налогоплательщика не прекращалось, поскольку преобразование юридического лица одного вида (ОАО) в юридическое лицо другого вида (ООО) повлекло за собой универсальное правопреемство, соответственно, право владения долей у участника считается возникшим с 21.04.2015 (первоначальное приобретение доли), а не с 27.05.2015 (дата регистрации налогоплательщика после преобразования).

Изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, а присвоение ИНН и ОГРН при реорганизации в форме преобразовании является техническим моментом для целей государственной регистрации.

Таким образом, в рассматриваемом случае суд исходит из того что, для целей применения положений пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ переход доли в уставном капитале в порядке универсального правопреемства свидетельствует о непрерывности владения участником долей в размере 100% в течение не менее 365 календарных дней на день принятия решения о выплате дивидендов.

(решение АС Курской области от 23.01.2020 по делу № А35-8368/2019,
ООО "АПК КАЭС")
Налог на имущество организаций
Отсутствие прямого использования объекта недвижимости в производственной деятельности и сдача его в аренду третьему лицу не препятствуют примению в отношении него региональной льготы по налогу на имущество

Региональным законом была предусмотрена ставка по налогу на имущество в размере 0 процентов для организаций в отношении недвижимого имущества, созданного (приобретенного) после 1 января 2017 года, первоначальной стоимостью не менее 8 миллионов рублей и предназначенного для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (за исключением многоквартирных домов и наружных инженерных коммуникаций к ним, жилых помещений, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также объектов недвижимого имущества, приобретенных у аффилированных или взаимозависимых лиц).

Налогоплательщиком в 2017-2018 гг. введен в эксплуатацию объект недвижимости – нежилое здание (врачебный здравпункт). Назначение объекта – для оказания доврачебной и первой врачебной помощи работающим и отдыхающим. В первом полугодии 2018 года этот объект был предоставлен в аренду третьему лицу, доходы от сдачи в аренду включены в состав внереализационных доходов. При исчислении налога на имущество организаций применена ставка 0%.

По мнению налогового органа, применение нулевой ставки по спорному объекту является неправомерным, поскольку объект не предназначен для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Основным видом деятельности налогоплательщика является производство свинца, цинка и олова. По сведениям ЕГРЮЛ, вид деятельности – сдача в аренду собственного недвижимого имущества – налогоплательщиком не заявлен, сдача имущества в аренду не является для него производственной деятельностью, либо оказанием услуги.

Суды не согласились с налоговым органом, исходя из того, что запрет на осуществление деятельности, не охваченной кодами по ОКВЭД, заявленными в ЕГРЮЛ, отсутствует, поэтому присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности. Исходя из позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 24.02.1999 № ГКПИ 98-808, 809 и в пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 384-О, сдача (предоставление) имущества в аренду может расцениваться как оказание услуг.

Региональный закон не ставит получение льготы в зависимость от характера производственной деятельности (основной или обслуживающей), использования недвижимости в деятельности, заявленной или не заявленной при регистрации юридического лица в качестве основной или дополнительной, характера использования имущества в производственной деятельности (прямо или косвенно).

(постановление АС Уральского округа от 31.01.2020 по делу № А76-17292/2019,
ПАО "Челябинский цинковый завод")
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных