Суд признал правомерным истребование данных о детализации звонков (биллинга) для их сопоставления с данными предоставленными третьим лицом в ходе его налоговой проверки В ходе выездной проверки третьего лица налоговый орган 30.10.2018 на основании ст. 93.1 НК РФ направил налогоплательщику требование о представлении документов (информации), а именно: «сведения о детализации звонков (исходящие и входящие) абонентов (по перечню абонентских номеров, указанных в требовании) за 14.10.2015 с указанием номеров, с которых происходило соединение у абонента, даты и времени звонка, его продолжительности и стоимости» (данные биллинга), указав, что данные сведения необходимы для проверки данных биллинга, предоставленных проверяемым третьим лицом.
Налогоплательщик отказал в предоставлении сведений, указав на отсутствие правовых оснований для запроса данной информации, поскольку указанный в требовании период находится за пределами трехлетнего срока (установлен ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). За этот отказ он был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
При оспаривании требования и штрафа в суде налогоплательщик указал на то, что истребованная налоговым органом детализация звонков составляет тайну телефонных переговоров, доступ к которой органичен и предоставляется только на основании решения суда по запросу правоохранительных органов в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем, у налогового органа отсутствует право на истребование указанной информации.
По мнению же налогового органа, детализация звонков (данные биллинга) не составляют тайну телефонных переговоров, поскольку: 1) эти данные в виду отсутствиях их идентификации и персонализации относятся к информации ограниченного доступа, право на получение которой предоставлено, в том числе и налоговым органам, 2) целью получения данных биллинга является не раскрытие и использование персональной информации о физических или юридических лицах – абонентах, а проверка правильности учета расходов по передаче голосового трафика проверяемого налогоплательщика.
При рассмотрении дела установлено, что в ходе налоговой проверки вышеназванного третьего лица выявлены факты задвоения записей по исходящему трафику по вызовам в Республику Азербайджан (вызовы с идентичными сведениями по времени и продолжительности по различным номерам). С целью проверки указанных фактов задвоения налоговый орган направил налогоплательщику, являющемуся оператором связи, требование о представлении данных биллинга по абонентам перечисленным в расшифровке по расходам на исходящий трафик предоставленной проверяемым лицом.
Суд рассмотрел спор в пользу налогового органа, исходя из того, что сами по себе данные биллинга, без привязки к конкретным абонентам, являются обезличенной информацией, касающейся исключительно объема и стоимости услуг связи, которые без дополнительной информации оператора связи не позволяют идентифицировать конкретного абонента, в связи с чем, не составляют тайну телефонных переговоров, поэтому на полученные данных биллинга не распространяется дополнительные ограничения установленные статьей 63 Закона о связи и статьей 9 Закона об ОРД.
(решение АС г. Москвы от 27.01.2020 по делу № А40-272737/2019 ПАО "Вымпелком") Неоднократное продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки может быть признано незаконным Налоговый орган при рассмотрении материалов выездной проверки в общей сложности 6 раз продлевал срок их рассмотрения на месяц. Каждый раз в качестве причины продления указывалось одно и то же основание – необходимость проверки обоснованности доводов налогоплательщика, изложенных в возражениях на акт выездной налоговой проверки, в том числе о нарушении налоговым органом процессуальных норм права и изучения документов, представленных налогоплательщиком с возражениями еще до первого продления.
Налогоплательщик обжаловал 4 последних по времени решения о продлении рассмотрения материалов проверки. По его мнению, неоднократное отложение срока рассмотрения материалов налоговой проверки противоречит положениям п.1 ст.101 НК РФ.
Суд первой инстанции согласился с налогоплательщиком, указав, что из буквального толкования третьего предложения п.1 ст.101 НК РФ следует однозначный вывод о том, что срокрассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен только на один месяц. Данное положение закона означает, что налоговый орган вправе либо однократно продлить срокрассмотрения материалов налоговой проверки сразу на один месяц,после чего обязан принять решение по существу, либо вправе продлевать такой срок неоднократно (на 5 дней, на 10 дней и т.п.), но при условии, что общий срок, на который продлится рассмотрение материалов налоговой проверки, не превысит один месяц.
При этом, непосредственно в п.1 ст.101 НК РФ не определены и не указаны основания или их критерии для продления срокарассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения, что означает право налогового органа осуществить такое продление, исходя их конкретных обстоятельств и материалов. Однако четко и конкретно указан максимальный срок продления.
Апелляционная коллегия также признала неоднократное продление рассмотрения материалов проверки неправомерным, отметив, что по сути налоговый орган в течение 4 месяцев давал оценку изначально поступившим возражениям налогоплательщика. Возражения касались форм, методов, способов получения документов, информации при проведении выездной проверки, возражений по существу вменяемого обществу правонарушения, выразившегося в уменьшении своих налоговых обязательств путем «дробления бизнеса», возражения по расчету налоговых обязательств.
Кроме того, суды сослалилсь на позицию КС РФ, изложенную в Определении от 28.02.2017 № 239-О, о том, что положения ст.101 НК РФ содержат определенные ограниченные сроки и основания для продления срока проведения налоговой проверки, разграничивая продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки на основании п. 1 указанной статьи и сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по п. 6 данной статьи. Соответственно, оспариваемое законоположение, ограничивающее право налогового органана продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки месячным сроком, направлено на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.
(постановление 19 ААС от 04.02.2019 по делу № А36-9733/2019 ООО "Эльта Инвест") ОЦЕНКА TAXOLOGY Неожиданно позитивный пример разрешения в пользу налогоплательщика спора, связанного с нарушением налоговыми органами процедурных норм НК РФ (и, в частности, сроков отдельных процедур). Интересы налогоплательщика при многократном и фактически безосновательном продлении рассмотрении материалов проверок нарушаются тем, что он ставится в положение правовой неопределенности относительно спорных налоговых обязательств и этим значительно ухудшается его материальное положение увеличением периода начисления пени за неуплату налога (двукратная ставка), а также увеличением расходов на оплату квалифицированной юридической помощи. Примечательно, что суд первой инстанции напомнил налоговому органу и о необходимости соблюдения писем ФНС, и на то, что право на продление срока рассмотрения материалов проверки «установлено не просто так».
Учли суды и то, что сроки, установленные п. 1 ст. 101 НК, фактически включаются в общую совокупность сроков на принудительное взыскание налога (то есть их несоблюдение не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке). Но последствия этого довода в данном случае можно будет узнать при возникновении отдельного судебного процесса.
Суд отказал во взыскании с налогового органа убытков в виде неполучения процентов по депозиту, решив, что действия налогоплательщика направлены на искусственное взыскание с налогового органа упущенной выгоды В связи с неисполнением требований об уплате налога в установленные сроки налоговым органом в соответствии со ст.ст. 46 и 76 НК вынесены решения о взыскании налога от 18.03.2019 и от 21.04.2019, а также решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 20.03.2019 и от 21.04.2019.
В дальнейшем налоговым органом установлено исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, после чего решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика отменены 31.05.2019.
Между тем, еще 24.04.2019 налогоплательщик подал в Сбербанк заявление о размещении своих денежных средств в размере 40 млн. руб. на депозит с целью получения процентов.
Банк отказал налогоплательщику в размещении вклада на заявленных условиях, и последний решил, что у него возникли убытки в виде упущенной выгоды, которые подлежат возмещению налоговым органом.
Суд отказал во взыскании заявленной суммы убытков, исходя из недоказанности факта несения убытков в определенном размере, причинно-следственной связи между убытками и действиями налогового органа, а также наличие вины налогового органа.
Суд отметил, что, будучи осведомленным по состоянию на 24.04.2019 о принятых налоговым органом решениях о приостановлении операций по его расчетным счетам в банках, налогоплательщик тем не менее подал в этот же день в Сбербанк заявление о размещении денежных средств компании в размере 40 млн. руб. на депозитном счете.
Указанные действия налогоплательщика направлены на искусственное взыскание с налогового органа упущенной выгоды в виде неполученных доходов от размещения денежных средств, а причинно-следственная связь между действиями налогового органа и последствиями, наступившими для налогоплательщика в результате таких действий, отсутствует.
Кроме того, вынесенные налоговым органом в отношении налогоплательщика решения о взыскании налога, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе и в суде не обжаловались. Налогоплательщиком не доказано, что размещение депозитов являлось обычной хозяйственной деятельностью юридического лица.
(решение АС г. Москвы от 30.01.2020 по делу № А40-245357/2019 АО "БОЛЬШЕВИЧКА")