Истребование документов у директора налогоплательщика как у третьего лица в период приостановления выездной проверки признано незаконным В отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка, которая трижды приостанавливалась. В одном из случаев она была приостановлена в связи с необходимостью истребования документов (информации) у третьих лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ.
В числе прочих налоговый орган истребовал в это время у директора налогоплательщика протоколы собрания учредителей налогоплательщика и аффилированных лиц, а также информацию о владении, распоряжении ценными бумагами; квитанции об оплате уставного капитала по установленной форме; доверенности, выданные директором от имени этих лиц.
Налоговый орган исходил из того, что истребование документов у директора осуществлялось в порядке ст. 93.1 НК РФ как у физического лица, располагающего сведениями о проверяемом налогоплательщике.
Суды признали такое истребование неправомерным. В качестве «просто физического лица» у директора могли быть запрошены только документы по вышеуказанным аффилированным лицам, но эти юридические лица не являются проверяемым налогоплательщиком, и даже не являются его контрагентами, так как ими не заключались сделки с налогоплательщиком. Следовательно, под положения ст. 93.1 НК РФ такое истребование не подпадает.
В то же время документами самого налогоплательщика (протоколы собраний и доверенности, выданные от него) директор располагает не в качестве стороннего физического лица, а именно в качестве исполнительного органа налогоплательщика. Директор с точки зрения статьи 93.1 НК РФ не может являться «иным лицом», располагающим информацией о проверяемом налогоплательщике, поскольку он является законным представителем самого налогоплательщика.
Изложенное также следует из позиции ФНС России, указанной в пункте 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 года № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками», в котором налоговое ведомство приравнивает пояснения исполнительного органа к пояснениям самого налогоплательщика.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период приостановления проверки налоговый орган продолжал истребовать документы у самого проверяемого налогоплательщика, что означает фактическое продолжение проверки налогоплательщика.
Тем не менее, суд первой инстанции не решился признать решение о приостановлении проверки незаконным в связи с этими обстоятельствами. Но это сделал суд апелляционной инстанции, отметив, что время приостановления проверки было использовано налоговым органом для совершения иных действий и достижения иных целей, чем те, которые указаны в решении о приостановлении. Приостановление проверки носило формальный характер, и использовалось в целях незаконного продления общего срока проведения проверки, что является злоупотреблением правом со стороны налогового органа, проявлением избыточного налогового контроля, препятствующим предпринимательской деятельности, и безусловно нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
(постановление 13 ААС от 13.12.2019 по делу № А56-53853/2019, ООО "ТЭГ "Гардарика") ОЦЕНКА TAXOLOGY Действительно уникальное по нынешним временам апелляционное постановление, которым суд в общей сложности признал недействительным (причем по различным причинам) целый «букет» решений налогового органа о приостановлении и продлении выездной проверки (5 решений) и дал оценку еще нескольким процедурным нарушениям с его стороны. С учетом того, что сейчас успешное оспаривание даже одного такого акта является делом очень непростым, результат рассмотрения этого дела (пусть, возможно, пока и не окончательный) выглядит достаточно впечатляющим. Приведенный же эпизод с оспариванием одного из таких решений в очередной раз показательно затрагивает тему различия налогово-правового статуса одного и того же лица в зависимости от того, в каком качестве он выступает в данном случае в первую очередь (руководитель налогоплательщика или обычное физическое лицо).
НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов разъяснять отдельные положения решений, принятых по результатам мероприятий налогового контроля По итогам выездной проверки налоговым органом было принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Спустя 4 месяца налогоплательщик письменно обратился в налоговый орган с просьбой дать разъяснения по ряду вопросов относительно используемых налоговым органом терминов, определений и выводов, изложенных в указанном решении. Свой запрос налогоплательщик оформил в виде таблицы, где в первом столбце указал номер страницы решения о привлечении к налоговой ответственности, а во втором столбце конкретный вопрос и в некоторых случаях с возможными вариантами ответов, которые бы его удовлетворили, ответами – «Да» или «Нет», так же просил указать нормы права, на которых основываются выводы проверяющих.
Налоговый орган отказал в удовлетворении запроса, указав, что материалы проверки рассматривались на комиссии с участием представителей налогоплательщика, которые имели возможность озвучить вопросы, требующие разъяснения. Все доводы относительно несогласия налогоплательщика с выводами, сделанными в спорном решении, он имел возможность оспорить, подав апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием к налоговому органу предоставить ответ на вышеназванный запрос, суд первой инстанции признал это требование правомерным. Он сослался на то, что ст. 33 Конституции РФ предусматривает право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Применительно к сфере налоговых отношений данные вопросы регулируются в том числе НК РФ, положения которого предусматривают право налогоплательщиков получать от налоговых и финансовых органов информацию о действующих налогах, порядке их исчисления и уплаты, а также разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (ст. 21 НК РФ). Налоговый орган нарушил права налогоплательщика тем, что несвоевременно и не полностью ответил на его письменное обращение.
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа. Он отметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов разъяснять отдельные положения решений, принятых по результатам мероприятий налогового контроля. По своей правовой природе решение налогового органа относится к ненормативным правовым актам и является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта. В случае несогласия налогоплательщика с решением налогового органа ему в соответствии с законодательством представляется возможность его обжалования, в том числе в судебном порядке.
Кроме того, впоследствии решением суда по другому делу было удовлетворено требование налогоплательщика о признании недействительным спорного решения уже по итогам выездной проверки. Таким образом, на момент принятия обжалуемого судебного акта материально-правовой интерес к получению ответа на все поставленные в запросе вопросы налогоплательщиком был утрачен.
(постановление 1 ААС от 16.12.2019 по делу № А43-19741/2019, ООО "Технологии охраны здоровья")