Суд признал, что срок на обращение за возвратом переплаты по УСН, возникшей в связи признанием налогоплательщика единым субъектом с третьим лицом в рамках схемы «дробления бизнеса» должен исчисляться с момента вступления в силу решения налогового органа по итогам выездной проверки этого лица Налогоплательщик 12.03.2014 представил налоговую декларацию по единому налогу по УСН за 2013 год с исчисленной к уплате суммой налога.
Впоследствии в отношении третьего лица была проведена выездная проверка, по итогом которой налоговый орган установил, что налогоплательщик являлся одним из участников схемы по незаконному «дроблению бизнеса» и его выручка за спорный период в действительности является выручкой этого третьего лица. Решение налогового органа по этому делу было оспорено третьим лицом в суде, но по итогам его рассмотрения во втором круге было принято апелляционное постановление от 22.03.2018 (резолютивная часть оглашена 12.03.2018), подтвердившее участие налогоплательщика в вышеназванной схеме.
В связи с этим налогоплательщик 15.03.2018 представил уточненную нулевую декларацию по единому налогу по УСН, а в июле 2018 он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате ранее уплаченной (11.03.2014) суммы этого налога. Налоговый орган отказал в возврате переплаты со ссылкой на пропуск 3-летнего срока.
Оспаривая решение об отказе в возврате переплаты, налогоплательщик указал, что о существовании переплаты он узнал лишь 22.03.2018. С этого срока, по его мнению, и должен исчисляться срок на возврат.
Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогового органа, исходя из того, что о наличии переплаты налогоплательщик должен был знать 12.03.2014 в момент представления первоначальной декларации по единому налогу по УСН.
Суд апелляционной инстанции также рассмотрел спор в пользу налогового органа, однако указал, что о наличии переплаты налогоплательщик должен был узнать в момент составления акта налоговой проверки третьего лица, а именно – 24.02.2015. В этом случае 3-хлетний срок на обращение за возвратом переплаты всё равно пропущен.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и удовлетворил жалобу налогоплательщика, исходя из того, что решение налогового органа по итогам выездной проверки третьего лица от 02.07.2015 с учетом требований ст. 101.2 НК РФ вступило в законную силу 15.10.2015. Таким образом, узнав именно с этого времени о возможности корректировки своих налоговых обязательств и о наличии у него переплаты по налогу, налогоплательщик 15.03.2018 представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу по УСН за 2013 год с исчисленной к уплате нулевой суммой и в июле 2018 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в пределах трехлетнего срока.
В связи с этим судебные акты нижестоящих судов подлежат отмене с принятием нового судебного акта об обязании налогового органа возвратить налогоплательщику за 2013 год сумму излишне уплаченного налога по УСН с начисленными на эту сумму процентами.
(постановление АС Северо-Западного округа от 25.09.2019 по делу № А66-811/2019, ООО "Стройальянс") Проведение камеральной проверки декларации по НДС за пределами 2-хмесячного срока без указания в решении о ее продлении ссылки на возможные нарушения налогового законодательства признано незаконным Налогоплательщик 24.10.2018 представил в налоговый орган декларацию по НДС за 3-й квартал 2018 года, предусматривающую возмещение налога. Налоговый орган с 24.10.2018 по 24.01.2019 провел камеральную налоговую проверку этой декларации, по итогам которой отказал в возмещении НДС.
Налогоплательщик, обжалуя в суд непринятие в установленный срок решения о возмещении НДС, одновременно просил и признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в проведении камеральной налоговой проверки представленной декларации по НДС за 3-й квартал 2018 года за пределами 2-хмесячного срока, установленного абзацем четвертым п. 2 ст. 88 НК РФ.
Налоговый орган в обоснование проведения камеральной налоговой проверки в течение 3-х месяцев (с 24.10.2018 по 24.01.2019), сослался на принятое им решение о продлении срока камеральной налоговой проверки от 20.12.2018.
Суд отклонил ссылку на это решение о продлении, исходя из следующего.
Как следует из абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ, законодатель связывает возможность продления срока камеральной налоговой проверки с выявлением признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. В решении о продлении срока проверки ссылка на выявление налоговым органом таких признаков отсутствует. Между тем, продление срока камеральной налоговой проверки должно иметь правовое обоснование и не может осуществляться произвольно.
Кроме того, копия этого решения представителю налогоплательщика не вручалась, хотя форма решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки, установленная приложением к письму ФНС России от 07.11.2018 № ЕД-4-15/21688@, предусматривает вручение копии такого решения представителю налогоплательщика.
Налоговый орган ссылался на то, что обязанность вручать копию решения о продлении срока камеральной налоговой проверки не установлена положениями п. 2 ст. 88 НК РФ.
Суд отклонил и эту ссылку, указав, что применительно к налоговой ответственности одной из правовых гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции РФ право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Исходя из этого, а также с учетом положений п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговый орган был обязан сообщить налогоплательщику о выявленных признаках, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Иное противоречило бы принципу правовой определенности.
(решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2019 по делу № А56-82179/2019, ООО "Балтавтосбыт") ОЦЕНКА TAXOLOGY Снова в центре внимания оказалось одно из решений суда первой инстанции, обратившее на себя внимание как принципиальностью налогоплательщика при выборе способов защиты своих прав, когда он не ограничился одними лишь требованиями, связанными с возмещением НДС, так и с принципиальностью суда, поддержавшего налогоплательщика без какой-либо традиционной отговорки о том, что сроки, связанные с проведением налоговых проверок не являются пресекательными или иного указания на то, что несоблюдение процедурных норм не нарушило интересы налогоплательщика. Напротив, суд снова вспомнил среди прочего и о Конституции России с ее прямым действием. Судебный акт может представлять интерес и тем, что он касается применения еще совсем новой нормы НК РФ, практика по которой находится пока только в начальной стадии формирования (в СПС «Консультант Плюс», в частности, имеется ссылка лишь на судебные акты по делу №
А08-1611/2019, принятые в пользу налогового органа).