Незначительные нарушения при оформлении доверенности на подписание жалобы на представителя в виде ее заверения им самим не признаны основанием для оставления жалобы на решение ИФНС без рассмотрения
Налогоплательщиком была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС) на решение ИФНС. При этом такую жалобу он был вынужден подать трижды, поскольку: 1) первоначальная жалоба оставлена на основании п. 1 ч. 1 ст. 139 НК РФ без рассмотрения, в связи с отсутствием, по мнению УФНС, приложения к жалобе документа удостоверяющего полномочия представителя подписавшего жалобы, поскольку приложенная копия доверенности на представителя заверена им самим, что является нарушением ст. 26 НК РФ и ст. 185 ГК РФ; 2) вторая жалоба оставлена без рассмотрения, в связи с отсутствием по данным УФНС приложенной к жалобе доверенности; 3) третья жалоба оставлена без рассмотрения в связи с истечением срока на обжалование.
При рассмотрении дела установлено, что к первоначальной жалобе налогоплательщик приложил копию доверенности на представителя, подписанную конкурсным управляющим и заверенную представителем. УФНС, оставляя жалобу без рассмотрения указало, что заверенная подписью уполномоченного представителя копия доверенности не считается надлежащим заверением, в связи с чем данная доверенность не принимается в качестве документа, удостоверяющего полномочия лица, подписавшего жалобу.
Признавая позицию УФНС неправомерной, суд указал, что заверение приложенной к жалобе копии доверенности не законным представителем (руководителем организации), а самим представителем является несущественным и формальным нарушением положений ГОСТ, носящими, к тому же не обязательный, а рекомендательный характер в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
К тому же при подаче повторной жалобы налогоплательщик исправил указанное выше формальное нарушение, приложив к жалобе копию доверенности, заверенную подписью конкурсного управляющего и печатью.
Суд также дал оценку доводу налогового органа о том, что ко второй жалобе доверенность вообще не была приложена, отметив следующее. В самом тексте жалобы прямо поименовано приложение заверенной копии доверенности, при этом налоговый орган проставил отметку о принятии жалобы, в которой прямо указано на получение жалобы на 24 листах, с приложением на 1 листе. В данном случае, надлежащим доказательством отсутствия приложений к жалобе, при указании таковых в ее тексте, будет являться акт осмотра документа, составленный в присутствии лица, передающего жалобу и подписанный уполномоченными лицами налогового органа. В отсутствие такого документа как акт единственным доказательством наличия или отсутствия приложения к жалобе будет являться отметка на жалобе о принятии, с указанием на наличие приложений и количества листов, что полностью соответствует Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н и Типовой инструкции по делопроизводству, утвержденной Приказом ФНС России от 01.07.2014 № ММВ-7-10/346@.
(решение АС г. Москвы от 22.08.2019 по делу № А40-33401/2019, ООО "Домотека") Незаконность внесудебного взыскания налога в период действия обеспечительных мер не свидетельствует о том, что налоговый орган не вправе реализовать свое право на взыскание налога в судебном порядке
По ходатайству налогоплательщика судом были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения налогового органа о доначислении налога до вступления в законную силу судебного акта по спору о законности его доначисления.
Впоследствии законность доначисления налога была подтверждена судебными актами, а обеспечительные меры отменены. Однако еще в период действия этих мер налоговым органом было принято решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а затем и решение о взыскании налога за счет имущества должника.
Оба решения о взыскании отменены вышестоящим налоговым органом, поскольку в период действия обеспечительных мер налоговый орган не вправе предпринимать действия по принудительному взысканию налога.
В связи с этим налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании ранее доначисленного налога.
Суды двух инстанций при первоначальном рассмотрении дела (в пользу налогоплательщика) пришли к выводу о том, что в данном случае невозможность фактически реализовать взыскание задолженности в административном порядке по причине допущенных налоговым органом нарушений законодательства не свидетельствует о наличии у налогового орган права на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Суд кассационной инстанции с такой позицией не согласился. Сначала дело было направлено на новое рассмотрение с указанием на то, что поскольку налоговый орган не реализовал право на принятие решения о взыскании задолженности за счет денежных средства налогоплательщика на счетах в банках в срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, то он был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании НДС, пени и штрафа.
При повторном рассмотрении дела (в пользу налогового органа) суд отметил, что состоявшаяся защита прав налогоплательщика от незаконного принятия налоговым органом мер по взысканию задолженности в период действия обеспечительных мер не может лишать налоговый орган возможности взыскания соответствующих сумм в судебном порядке при соблюдении условий на обращение суд, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ.
(постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2019 по делу № А33-25411/2017, ООО "Стройсервис")