Ошибка, допущенная налоговым органом в указании предмета выездной проверки, стала основанием для признания недействительными налоговых доначислений по этой проверке В отношении налогоплательщика на основании решения ИФНС от 30.06.2016 № 480 была проведена выездная проверка, по итогам которой ему доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие пени и штрафы на сумму более 10 млн.руб.
Налогоплательщик обжаловал это решение в Управление ФНС (УФНС), а когда его жалоба была оставлена без удовлетворения, обратился в УФНС с дополнительной жалобой, в которой указал на то, что ИФНС вышла за пределы предмета выездной проверки, поскольку в решении о проведении выездной налоговой проверки, врученном руководителю налогоплательщика и направленного по ТКС, указано на проведение проверки в отношении правильности исчисления (удержания) НДФЛ за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, правильности перечисления сумм НДФЛ за период с 01.01.2013 по 30.06.2016, представления сведений о доходах физических лиц за 2013, 2014, 2015 годы.
Эта дополнительная жалоба была также оставлена УФНС без удовлетворения. А в суд налоговый орган представил решение о проведении проверки, в котором было указано, что предметом проверки является «правильность исчисления (удержания,) всех налогов и сборов».
Налогоплательщику с помощью заявления о фальсификации доказательств и проведения судебной экспертизы удалось доказать, что налоговый орган подменил тот лист решения, на котором изначально в качестве предмета проверки был указан НДФЛ.
Между тем, налоговый орган в суде ссылался также и на то, что налогоплательщик мог и должен был узнать о действительном предмете проверки исходя из тех документов, которые у него истребовались или с которыми ему надлежало ознакомить представителей налогового органа.
Тем не менее, суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, исходя из того, что невключение в решение о назначении выездной проверки конкретного вида налога влечет отсутствие права у должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, проверять правильность и своевременность уплаты данного налога.
При этом отклонены доводы налогового органа о том, что в экземпляре решения у налогоплательщика в указании предмета проверки допущена лишь техническая ошибка, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об ее последующем устранении и уведомлении налогоплательщика о данном обстоятельстве.
Довод о том, что налогоплательщик знал о действительном предмете проверки, так как представил истребуемые документы, также отклонен, поскольку указанное обстоятельство не может свидетельствовать о законности истребования документов и проведении контрольных мероприятий в отношении налогов, не отраженных в решении о проведении проверки.
Таким образом, налоговый орган, осуществляя доначисление НДС, налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов, вышел за пределы предмета выездной налоговой проверки, указанного в решении № 480. Решение о доначислении налогов по итогам этой проверки является недействительным.
(постановление АС Центрального округа от 03.07.2019 по делу № А54-8336/2017,
ООО "СКСМ") Штраф за непредставление истребованных налоговым органом документов признан частично неправомерным, в том числе из-за того, что это нарушение не имело каких-либо негативных последствий в виде возникновения затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля В рамках выездной проверки у налогоплательщика были истребованы документы, но в установленный срок он представил только часть из них (125 документов не были представлены), за что был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 25 000 рублей (несколько позже сумма штрафа была скорректирована налоговым органом до 22 600 рублей).
Налогоплательщик оспорил штраф, ссылаясь на: 1) невозможность точного установления количества запрашиваемых налоговым органом документов; 2) невозможность представления оборотно-сальдовых ведомостей, книги покупок и продаж за 2014 г., анализов счетов и карточек и иных регистров в связи со сбоем компьютера; 3) оборотно-сальдовые ведомости, рабочий план счетов, анализ счета 76 АВ и 76 ВА являются регистрами бухгалтерского учета и их составление не является обязательным.
Суды признали неправомерным непредставление лишь 14 документов, и, соответственно, сумму штрафа в части 2 800 рублей. Ими отмечено, что непредставление рабочего плана счетов в количестве 1 шт., общей оборотно-сальдовой ведомости в количестве 1 шт., налогового регистра по доходам и расходам за 2014 г. в количестве 1 шт., налогового регистра по доходам и расходам за 2017 г. в количестве 1 шт., книги покупок (поквартально) в количестве 4 шт. (за 1, 2, 3, 4 кварталы за 2014 года), книги продаж (поквартально) в количестве 4 шт.(за 1, 2, 3, 4 кварталы за 2014 года), а также налогового регистра по внереализационным и операционным доходам и расходам (по налоговому периоду) 2014 г. в количестве 2 шт. существенно усложнило расчет и поставило под сомнение достоверность сумм доначислений по НДС и налогу на прибыль организаций по сомнительным контрагентам за 2014 г., а также привело к невозможности более точного и полного анализа деятельности налогоплательщика за проверяемый период.
Что же касается непредставления остальных документов (например, оборотно-сальдовых ведомостей по отдельным счетам), то суды рассмотрели в этой части спор в пользу налогоплательщика, указав следующее.
В решении налогового органа не указывается, почему данные аналитические данные были необходимы для исчисления и уплаты налогов, какую необходимую (и отсутствующую у налогового органа из иных источников) информацию для этих целей они содержали. К тому же в ходе выездной проверки налоговым органом были направлены поручения об истребовании документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в налоговые органы по месту учета контрагентов, то есть документы могли быть получены от контрагентов.
Вменяемое налогоплательщику непредставление документов по требованию не имело каких-либо негативных последствий в виде затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля, не сказалось на их своевременности и полноте, не являлось существенным и значимым для налогового органа, а, следовательно, было необоснованно квалифицировано в качестве правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.
(постановление 9 ААС от 04.07.2019 по делу № А40-283065/2018, ООО "Адвертим") ОЦЕНКА TAXOLOGY Редкий пока случай, когда суды выражают некоторое несогласие с устоявшейся позицией налоговых органов о том, что «право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки» (решение ФНС от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@,
опубликовано на сайте ФНС). Да и в многочисленных судебных решениях, принятых в пользу налоговых органов, по-прежнему содержится вывод о том, что «оценивать обоснованность истребования налоговым органом у налогоплательщика документов и решать вопрос об отказе в их представлении, последний не вправе» (см., например, свежее постановление 9 ААС от 09.07.2019 по делу №
А40-289222/2018).
Кроме того, несмотря на то, что состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, является формальным (а не материальным), суды всё же отметили, что непредставление документов не имело каких-либо негативных последствий в виде затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля. Суд первой инстанции при этом в своем решении «распределил» истребуемые документы на действительно важные и на не столь необходимые. Остается проследить, будет ли этот подход поддержан вышестоящими судами.