Принятое по итогам камеральной проверки решение о зачете налога на прибыль в счет текущих платежей по НДС не в день окончания проверки привело к начислению налогоплательщику пени по НДС
Налогоплательщик 26.07.2018 представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль за 6 месяцев 2018 года, в которой заявлена сумма налога к уменьшению в размере 328,4 млн. руб. Через месяц (23.08.2018) он представил заявление о зачете из переплаты по налогу на прибыль в счет текущих платежей по НДС в сумме 150 млн. руб.
Несмотря на то, что налоговый орган сразу же (27.08.2018) уведомил налогоплательщика о том, что вопрос о зачете налога на прибыль в счет НДС может быть решен не ранее нормативного срока окончания камеральной проверки по налогу на прибыль (26.10.2018), налогоплательщик 24.10.2018 представил декларацию по НДС к уплате (89,1 млн. руб.), но сам налог при этом 25.10.2018 не уплатил.
Это привело к тому, что налоговый орган хотя и принял 29.10.2018 решение о зачете, но при этом доначислил пени за период с 26.10.2018 по 28.10.2018.
Налогоплательщик возражал против доначисления пени, указывая на то, что на момент наступления срока уплаты НДС (25.10.2018) у него имелась многократно превышающая недоимку по НДС переплата по налогу на прибыль. Переплата по налогу на прибыль возникла у него не с даты принятия налоговым органом решения от 29.10.2018 о зачете, а с даты представления налоговой декларации 26.07.2018, поскольку налоговый орган проверяет документы, представленные за предыдущий налоговый период, а источник в бюджете уже сформирован в момент подачи налогоплательщиком декларации по налогу на прибыль. На момент наступления срока уплаты НДС и окончания камеральной проверки по налогу на прибыль налоговому органу было достоверно известно о наличии у налогоплательщика переплаты по налогу на прибыль, и у налогового органа имелась возможность зачесть переплату в счет текущих платежей по НДС либо самостоятельно, либо на основании заявления налогоплательщика.
Неисполнение налоговым органом обязанности по осуществлению зачета при выявлении факта неперечисления налогоплательщиком сумм налога позволило налоговому органу неправомерно признать наличие у налогоплательщика недоимки по НДС и незаконно начислить пени с даты уплаты НДС по дату осуществления налоговым органом зачета.
Суд не согласился с позицией налогоплательщика, указав, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС от 20.11.2012 № 9334/12, в НК РФ не содержатся положения, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной не на момент принятия решения о зачете, а на более раннюю дату. Таким образом, до вынесения налоговым органом решения о зачете, пеня должна начисляться на имеющуюся недоимку.
В данном случае камеральная проверка по налогу на прибыль завершена 26.10.2018.
После этого налоговым органом на основании представленного ранее налогоплательщиком заявления вынесено решение от 29.10.2018 о зачете из переплаты по налогу на прибыль в счет текущих платежей по НДС, то есть в рабочий день, следующий за днем окончания камеральной проверки (после 26.10.2018), поскольку 27 и 28 октября 2018 года являлись выходными днями.
(решение АС г. Москвы от 02.07.2019 по делу № А40-86746/2019, ООО "ПК "Борец") Нарушение налоговым органом срока принятия решения по выездной проверке признано обстоятельством, приведшим к пропуску им совокупности сроков на принудительное взыскание налога
В отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка. 05.09.2017 на рассмотрение материалов проверки явился представитель налогоплательщика по доверенности от 01.09.2017, которая была подписана его бывшим руководителем, освобожденным от занимаемой должности 31.08.2017.
В связи с этим налоговый орган повторно вручил акт проверки, а также извещение от 04.10.2017 новому директору налогоплательщика. Согласно извещению, рассмотрение материалов проверки состоится 14.11.2017. Решение по итогам проверки вынесено 20.11.2017. Во исполнение этого решения налогоплательщику было выставлено требование от 06.04.2018, которое затем было заменено уточненным требованием от 26.04.2018 (на меньшую сумму в связи с частичным исполнением налогоплательщиком решения по выездной проверке). В связи с неисполнением этого уточненного требования налоговый орган 26.06.2018 принял решение о взыскании налога и пеней за счет средств налогоплательщика в банках.
Налогоплательщик оспорил это решение от 26.06.2018, указав, что оно вынесено за пределами сроков, установленных НК РФ, для осуществления принудительного взыскания спорной задолженности.
Суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, исходя из того, что налоговый орган должен был рассмотреть материалы проверки не позднее 11.09.2017, а с учетом возможности продления срока рассмотрения - не позднее 11.10.2017. Таким образом, решение об отказе в привлечении к ответственности налоговый орган обязан был принять не позднее 11.10.2017. Однако решение по итогам выездной налоговой проверке принято 20.11.2017, то есть с нарушением установленного срока. Решение налогового органа по итогам выездной проверки должно было вступить в силу не позднее 29.01.2018, требование об уплате спорных сумм НДС и пеней подлежало направлению не позднее 27.02.2018. Двухмесячный срок для принятия решения о взыскании, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, с учетом срока на получение и исполнение требования истек не позднее 21.05.2018.
Суды исходили из того, что (с учетом позиции КС РФ в определении от 20.04.2017 № 790-О) несоблюдение налоговым органом совокупности сроков, предусмотренных, в частности, ст. 70, п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п.п. 1 и 5 ст. 100, п.п. 1, 6 и 9 ст. 101, п.п. 1, 6 и 10 ст. 101.4, п. 6 ст. 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
При этом отклонен довод налогового органа о том, что действия налогоплательщика по смене директора и места нахождения, а также неизвещение налогового органа о смене законного представителя налогоплательщика, свидетельствуют о недобросовестном поведении налогоплательщика и создании заявителем условий, препятствующих налоговому органу вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленный срок. Суд указал, что всё это не даёт оснований для изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
(постановление АС Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу № А13-14512/2018, ООО "Наперсник") ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело является одним из по-прежнему немногочисленных примеров рассмотрения в пользу налогоплательщика спора, связанного с соблюдением налоговым органом процедурных сроков на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по ней. В данном случае суд хотя и придерживается устоявшейся в судебной практике позиции о том, что нарушение таких сроков не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по п. 14 ст. 101 НК РФ, но, тем не менее, при подсчете суммарной продолжительности срока на принудительное взыскание налога эти сроки (в том числе и срок на принятие решения по проверке) также подлежат учету. Вероятно, не лишним здесь будет вспомнить и п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 о применении отдельных положений части первой НК РФ, а также сопоставить приведенное дело с делом №
А41-86658/2017, рассмотренным в пользу налогового органа.