Бюджетные субсидии, предоставляемые авиакомпании в связи с перевозкой пассажиров-льготников, не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) и не влекут обязанность по восстановлению НДС в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ Налогоплательщик (авиакомпания) при реализации услуг, связанных с обеспечением перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов по специальным тарифам в 2013 и в 2015 годах получал субсидии, выделяемые из федерального бюджета.
По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщиком не восстановлены суммы НДС, подлежащие восстановлению в связи с получением субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров по установленным специальным тарифам.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией налогового органа и его выводом о том, что средства, полученные в форме субсидии, расходуются налогоплательщиком на покрытие фактически понесенных затрат, связанных с обеспечением авиаперевозки, в том числе приобретения товаров, работ, услуг, формирующих себестоимость данной услуги, с учетом НДС.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и удовлетворил жалобу налогоплательщика, исходя из следующего.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Порядок предоставления субсидий в спорный период был предусмотрен правилами, утвержденными постановлением Правительства от 29.12.2009 № 1095, а также правилами, утвержденными постановлением Правительства от 27.03.2013 № 265. До 2017 года эти правила прямо не определяли, к какому из указанных выше двух видов субсидий относятся спорные субсидии. В них отсутствуют какие-либо указания на то, что их целями является возмещение организациям воздушного транспорта каких-либо затрат на приобретение товаров (работ, услуг).
При этом в соответствии с Правилами размер получаемой авиакомпанией из федерального бюджета субсидии не поставлен в зависимость ни от факта несения каких-либо расходов, ни от их размера. Он зависит исключительно от показателя реализованных компанией услуг по перевозке отдельных категорий пассажиров по специальному тарифу и размера субсидии на одного пассажира.
По смыслу п. 5 ст. 790 ГК РФ под возмещаемыми из бюджета расходами понимаются расходы на покрытие убытков, вызванных недополучением провозной платы вследствие применения льгот или преимуществ по провозной плате. Термин «затраты», о которых идет речь в договорах о предоставлении субсидий подразумевает под собой затраты налогоплательщика на покрытие убытков, образовавшихся у него в виде недополученных доходов, а не его затраты на приобретение каких-либо товаров.
При таких обстоятельствах нижестоящие суды неправильно применили к спорным правоотношениям положения подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
(постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2019 по делу № А58-71/2018, АО "Авиакомпания АЛРОСА") Обязанность исчислить налог на прибыль с сумм экономии, оставшейся в распоряжении застройщика, возникает по окончании строительства в периоде ввода жилого дома в эксплуатацию, а не в периоде передачи объектов строительства дольщикам
Налогоплательщик являлся застройщиком, заказчиком и подрядчиком при строительстве многоэтажного жилого дома. Финансирование строительства дома осуществлялось за счет средств, привлеченных на основании договоров об участии в долевом строительстве, заключенных с физическими и юридическими лицами (участники долевого строительства), которые учитывались налогоплательщиком на счете 86 «Целевое финансирование».
Строительство дома завершено в 2012 году (акт приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома от 15.11.2012, разрешение на ввод в эксплуатацию от 14.12.2012), а передача объектов дольщикам состоялась уже в 2013 г. При этом на конец 2012 года у налогоплательщика остались т.н. суммы экономии застройщика, которые он не учел в доходах при исчислении налога на прибыль. В связи с этим по итогам выездной проверки налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2012 год.
Налогоплательщик в качестве возражений против доначисления налога указал на то, что финансовый результат от строительства дома сформировался не в 2012, а в 2013 году. Он ссылался на то, что в силу Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве…» обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами договора о долевом участии в строительстве передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Тем не менее, суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, согласившись с ним в том, что на 31.12.2012 оставшиеся в распоряжении налогоплательщика денежные средства, собранные для целей строительства данного дома, утратили инвестиционный статус и образовали подлежащие налогообложению суммы экономии застройщика по итогам 2012 года. Что касается ссылки на Федеральный закон № 214-ФЗ, то он не входит в систему правовых актов законодательства о налогах и сборах, и не регулирует налоговые правоотношения, а регламентирует правоотношения между участниками долевого строительства и органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в данной области.
Ссылка налогоплательщика на письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-07-10/17 также не была принята, поскольку оно не носит нормативно-правовой характер.
Таким образом, обязанность исчислить налог на прибыль с сумм экономии, оставшейся в распоряжении застройщика, возникает по окончании строительства в периоде ввода жилого дома в эксплуатацию.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 10.04.2019 по делу № А11-504/2015, ООО "Консоль")