Суд признал существенным процедурным нарушением допущенное налоговым органом несоответствие в датах уведомления налогоплательщика о дате рассмотрения материалов проверки и даты в протоколе рассмотрения материалов, а также в самом решении по итогам проверки
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 22.01.2018, согласно которому рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки должно было состояться 29 января 2018 года в 16 часов 00 минут.
Однако из содержания протокола рассмотрения материалов налоговой проверки следует, что материалы этой проверки рассмотрены 30 января 2018 года в 16 часов 00 минут. При этом налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки 30.01.2018.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя и представить объяснения, то есть допустил нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.
Налоговый орган не согласился с таким выводом и обжаловал решение суда в вышестоящие инстанции. Он указывал на то, что материалы проверки рассмотрены именно 29.01.2018, а в протоколе рассмотрения материалов проверки допущена всего лишь опечатка: в указании даты совершения данного процедурного действия: вместо «29.01.2018» указано «30.01.2018». А даже если материалы проверки действительно рассмотрены 30.01.2018, то это не повлияло на правомерность принятого налоговым органом решения и не лишило налогоплательщика права на участие в рассмотрении обозначенных материалов, а, напротив, ему предоставлен еще один день для реализации указанного права.
Тем не менее, вышестоящие инстанции оставили решение первой инстанции в силе. Во-первых, налоговый орган всё-таки допускает возможность того, что материалы проверки были рассмотрены именно 30 января (говоря о том, что это не повлияло на правомерность решения и о том, что налогоплательщику был предоставлен дополнительный день). Кроме того, представляется сомнительным предоставление налогоплательщику дополнительного времени (один день) для представления возражений, о чем он не был извещен.
Во-вторых, в оспариваемом решении налогового органа со ссылкой на протокол рассмотрения материалов проверки от 30.01.2018 указано, что заместитель начальника налогового органа З. рассмотрел материалы налоговой проверки именно 30.01.2018.
Таким образом, налоговым органом допущено существенное нарушение порядка проведения налоговой проверки, а именно необеспечение налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки ввиду неизвещения его о рассмотрении материалов проверки 30.01.2018, что является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения налогового органа в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.04.2019 по делу № А81-4953/2018, ООО "Энерготехсервис") Заключение специалиста по результатам исследования образцов почерка признано недопустимым доказательством по делу
В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесенном налоговым органом в отношении налогоплательщика, была определена, в частности, необходимость проведения почерковедческой экспертизы. Впоследствии судом установлено, что налоговым органом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля в действительности не были проведены экспертизы, а были получены заключения специалиста по итогам исследования образцов почерка.
Суд сразу по нескольким основаниям не согласился с доводом налогового органа о законности заключения специалиста по исследованию подписей на первичных документах.
Привлечение специалиста не позволило налогоплательщику реализовать права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ при назначении экспертизы. Исследование было проведено кандидатурой, привлеченной налоговым органом в одностороннем порядке (без учета мнения налогоплательщика), по электрографическим копиям отдельных документов, по вопросам, сформулированным налоговым органом в одностороннем порядке, в отсутствие налогоплательщика (его представителя), без предоставления возможности реализации его процессуальных прав и их гарантий.
Специалист, в отличие от эксперта, привлекается налоговым органом преимущественно для оказания технической помощи в проведении конкретных действий (фотографирование, отбор образцов для экспертизы), которая не предполагает совершения самостоятельных процессуальных действий. Более того, Конституционный Суд РФ в Определении № 1749-О от 29.09.2016 четко разграничил пределы компетенции эксперта и специалиста.
Специалистом были нарушены методики проведения почерковедческих исследований. В соответствии с Методическим пособием для экспертов «Судебно-почерковедческая экспертиза малообъемных почерковых объектов», на которую имеется ссылка в списке использованной специалистом методической литературы, для решения судебно-почерковедческих задач представляются три вида образов почерка и подписи, в т.ч. экспериментальные образцы, выполненные лицом специально для экспертного исследования. Однако в данном случае специалистом не исследовались экспериментальные образцы почерка упомянутых по тексту Заключений ввиду того, что ни налоговым органом, ни специалистом таковые не были получены.
В соответствии с методикой проведения судебно-почерковедческой экспертизы количество свободных образцов почерка должно быть не менее чем в 10-15 различных документах. Но в данном случае в качестве свободных образцов была получена только 1 копия подписи по каждому контрагенту. Такое количество было недостаточным для проведения почерковедческого исследования.
Следовательно, проведенное исследование не может быть признано надлежащим доказательством. Данный вывод соответствует позиции Верховного суда, изложенной в Определении от 06.02.2017 № 305-КГ16-14921 по делу №
А40-120736/2015 (ПАО «СИТИ»).
(постановление 9 ААС по делу № А40-196923/2017, ООО "ВСП Комфорт") ОЦЕНКА TAXOLOGY Вопрос о соотношении заключения специалиста и заключения эксперта несколько реже возникает в судебной практике, чем, например, вопрос об обязательности соблюдения экспертом различных методических рекомендаций (в частности, о минимальном количестве образцов почерка для исследования). Тем не менее, суды уделяют внимание и ему, решая либо в пользу налогоплательщика (постановление АС Московского округа от 24.08.2018 по делу №
А40-105759/2017), либо высказывая суждение о том, что действующим законодательством не запрещено, например, проведение исследования образцов почерка специалистами в рамках ст. 96 НК РФ.
Гораздо чаще в последнее время в судебных актах встречаются споры о том, являются ли для эксперта обязательными различные методические рекомендации. Рассматриваемое постановление еще раз напомнило о наличии позиции СКЭС ВС по этому вопросу, изложенной в деле №
А40-120736/2015 (ПАО «СИТИ»). Тем не менее, в практике возобладал подход о том, что вопрос о достаточности и пригодности образцов почерка эксперт целиком решает самостоятельно (по своему усмотрению). Показательным здесь является постановление АС Московского округа от 19.11.2018 по делу №
А40-14602/2018 (ООО «Америа Русс»), где кассация, в отличие от нижестоящих судов, фактически согласилась с налоговым органом в том, что никакими методическими рекомендациями эксперт не может и не должен быть связан.