Проведение отдельных контрольных мероприятий после окончания проверки не нарушает прав налогоплательщика, если их результаты не были отражены в акте проверки
Налоговый орган в 2017 году провел в отношении налогоплательщика выездную проверку, после окончания которой был составлен акт выездной проверки от 23.10.2017 (фактически вручен налогоплательщику 27.08.2018).
Налогоплательщик обнаружил, что после окончания проверки налоговый орган провел еще несколько мероприятий налогового контроля: 1) проведен допрос свидетеля, оформленный протоколом от 03.04.2018; 2) направлены поручения в другие налоговые органы о проведении допросов свидетелей; 3) направлено поручение об истребовании документов в отношении третьего лица.
По мнению налогоплательщика, указанные действия нарушают его права на ознакомление со всеми материалами выездной проверки, приводят к использованию налоговым органом при вынесении решения незаконно добытых доказательств в нарушении п. 4 ст. 101 НК РФ, а также являются формами избыточного налогового контроля.
Налоговый орган в качестве возражений указал на то, что перечисленные налогоплательщиком мероприятия налогового контроля проведены вне рамок выездной проверки, не отражены в акте проверки от 23.10.2017, не являются доказательствами налогового правонарушения по данной выездной проверке, в связи с чем сами по себе не могут нарушать права и законные интересы налогоплательщика.
Суд согласился с позицией налогового органа, установив, что в акте и в процессе рассмотрения возражений спорные мероприятий налогового контроля не поименованы.
Он указал, что при отсутствии отражения проведенных после завершения выездной проверки, но до вынесения итогового решения, мероприятий налогового контроля и их результатов в акте проверки, в процессе рассмотрения материалов проверки и решении, принятом в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ, данные мероприятия, вне зависимости от формального указания в документах, на основании которых они проводились (поручение на истребование доказательств, запрос выписки по счету в банке, поручение на допрос свидетеля, поручение на осмотре территории и др.) ссылки в качестве основания на выездную проверку, фактически не будут иметь никакого отношения к выездной проверке и будут считаться проведенными вне рамок налоговой проверки.
В любом случае вопрос о законности проведения мероприятий налогового контроля и учета их результатов не может быть поставлен до завершения выездной проверки и вынесения по ней итогового решения, поскольку именно данное решение, которым начислены налоги, пени и штрафы, в котором сделаны выводы о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, может нарушать права и законные интересы налогоплательщика, возлагать на него определенные дополнительные обязанности.
(решение АС г. Москвы от 19.03.2019 по делу № А40-269749/2018, АО "ДСК "Автобан") Само по себе признание налоговым органом обязанности по уплате налога исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат такой суммы
Налогоплательщик представил декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года, в которой сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет 14 036 581 руб. В первом квартале 2017 года налогоплательщик уплатил эту сумму 4 платежными поручениями, три из которых по своей сумме соответствовали подлежащей уплате сумме налога, а еще одно платежное поручение фактически оказалось лишним, что, по мнению налогоплательщика, привело к переплате налога в сумме, указанной в таком «лишнем» (спорном) поручении.
Между тем, обязанность налогоплательщика по уплате НДС в сумме, указанной в спорном поручении, была признана исполненной, но в то же время эта сумма в бюджет не поступила.
В январе 2018 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о зачете суммы переплаты по спорному поручению в счет предстоящих налоговых платежей.
Налоговый орган отказал в зачете со ссылкой на то, что сумма налога, указанная как денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные на счет по учету доходов бюджета хоть и отражаются в карточке лицевого счета налогоплательщика, но не являются переплатой, указанные денежные средства в бюджет фактически не поступили и не могут быть признаны излишней уплатой, на основании вышеизложенного к зачету/возврату не подлежат.
Суды первой и апелляционной инстанций признали решение налогового органа об отказе в зачете незаконным, указав, что налогоплательщиком документально подтверждено, что им исполнена обязанность по уплате НДС за 1 квартал 2018.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и удовлетворил жалобу налогового органа. Он указал, что само по себе признание налоговым органом обязанности по уплате налога исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат такой суммы. В настоящем споре к числу обстоятельств, подлежащих выяснению, исследованию и оценке, относится наличие переплаты налога на момент обращения с заявлением в налоговый орган о зачете. Таким обстоятельством является повторная уплата налога в названной сумме за спорный налоговый период. Вместе с тем, доказательств того, что налогоплательщик повторно перечислил спорную сумму налога, в деле не имеется.
Кроме того, суд со ссылкой на судебные акты ВС РФ и ВАС РФ указал, что если сумма налогового платежа не поступила в бюджет вследствие обстоятельств недобросовестности либо неблагонадежности банковской организации, проводившей соответствующую банковскую операцию, зачет налогового платежа будет означать фактическую компенсацию за счет средств бюджета соответствующих потерь налогоплательщика и обусловит заведомо неравное положение публичного образования в данных взаимоотношениях.
(постановление АС Московского округа от 19.03.2019 по делу № А40-152481/2018, ООО "Русский Автомотоклуб") Представление уточненной декларации с соответствующей доплатой налога после истребования налоговым органом пояснений не освобождает налогоплательщика от штрафа за неуплату налога
В связи с проведением в отношении контрагента мероприятий налогового контроля налогоплательщику 27.02.2016 направлено требование о предоставлении пояснений в связи с выявленными расхождениями, а именно неотражением налогоплательщиком в книге продаж трех счетов-фактур по взаимоотношениям с данным контрагентом.
В ответ на указанное требование налогового органа налогоплательщик письмом от 15.04.2016 г. сообщил о намерении представить уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2015 года. Эта декларация была представлена 02.06.2016, а перед этим – 23.03.2016 – налогоплательщик уплатил соответствующую сумму налога. Тем не менее, по итогам проверки указанной декларации 16.09.2016 составлен акт проверки, а решением от 08.11.2016 налогоплательщик привлечен к ответственности в виде штрафа.
Налогоплательщик, считая привлечение к ответственности неправомерным, указал на письмо ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@, в котором сказано, что направление в адрес налогоплательщика требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в налоговой декларации до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Суд первой инстанции отклонил ссылку на это письмо, указав, что оно не имеет нормативного характера. Он указал, что налогоплательщик исправил ошибки при исчислении налоговой базы только когда факт совершения правонарушения был выявлен налоговым органом и документально оформлен - в адрес налогоплательщика были направлены сообщения о выявленных расхождениях. Поэтому действия налогоплательщика не могут быть признаны самостоятельным исправлением ошибок и не подпадают под условия освобождения от ответственности, установленные пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.
Вместе с тем суд снизил сумму штрафа в 2 раза, указав, что самостоятельное выявление допущенных ошибок действительно способствует установлению деловых и партнерских отношений в сфере уплаты налогов и сборов.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с позицией суда первой инстанции. Судья ВС РФ также согласилась с позицией нижестоящих судов и отказала налогоплательщику в передаче его жалобы на рассмотрение СКЭС ВС.
(отказное определение ВС РФ от 19.03.2019 по делу № А40-204141/2017, ООО "Агро-Авто")