Суд признал, что местом реализации налогоплательщиком услуг иностранным компаниям фактически является территория РФ, поскольку она являлась местом управления данными компаниями
По итогам выездной проверки за 2013-2015 гг. налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик при оказании консультационных и юридических услуг иностранным организациям в нарушение положений ст.ст. 146, 148, 154, 164 НК РФ не исчислил НДС в отношении данных услуг в связи с тем, что местом реализации этих услуг фактически является территория РФ.
Позиция налогового органа подтверждается следующими доказательствами. В ходе обыска у налогоплательщика, проведенного ФСБ России, было изъято 68 печатей различных организаций, в том числе всех спорных заказчиков услуг. Соответственно, оформление документов от имени спорных заказчиков осуществляется на территории РФ. Налогоплательщик не доказал, что это были лишь дубликаты печатей, а основные печати находятся по месту нахождения компаний. Не представлено и доказательств принятия иностранными организациями решений, уполномочивающих каких-либо лиц на проставление печатей.
Кроме того, у налогоплательщика изъято несколько соглашений о взаимном неразглашении информации, стороной которых он не является. Установлен случай, когда документооборот между третьим лицом и одним из заказчиков происходит непосредственно с прямым участием и под контролем налогоплательщика.
У иностранных компаний в основном отсутствуют сотрудники, для участия в своей финансово-хозяйственной деятельности они привлекают сотрудников налогоплательщика (то есть не все услуги являлись консультационными). При этом налогоплательщик и иностранные компании входят в одну и ту же группу компаний, подконтрольную одному и тому же физлицу.
Суд согласился с налоговым органом в том, что совокупностью собранных доказательств подтверждено, что местом оказания налогоплательщиком спорных консультационных и юридических услуг в целях налогообложения НДС в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ является территория РФ, в связи с чем спорные операции признаются объектом налогообложения НДС.
Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что что в действительности подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ помимо критерия государственной регистрации (основного), называет еще три дополнительных критерия для определения места осуществления деятельности покупателя услуг, среди которых критерий «место управления» является третьим. Суд указал, что из положений НК РФ не следует, что вывод о месте нахождения покупателя услуг на территории РФ должен быть построен не на одном критерии (место управления организации), а на совокупности всех указанных критериев, а также что какие-либо из критериев имеют приоритет над другими.
(решение АС г. Москвы от 06.03.2019 по делу № А40-142855/2018, ООО "Группа ОНЭКСИМ") Самостоятельное представление налогоплательщиком информации о КИКах, которые не были обнаружены налоговым органом, поощрено судом путем снижения размера штрафа в 2 раза
Налогоплательщик 20.03.2018 (спустя месяц после получения требования налогового органа о представлении пояснений в отношении трех КИК) представил в налоговый орган уведомление о КИК за 2016 год, содержащее сведения в отношении семи КИК. То есть 3 КИК были выявлены налоговым органом, а сведения о еще 4 КИК представлены налогоплательщиком самостоятельно.
Поскольку уведомления были представлены с просрочкой в один год, налогоплательщик был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 700 000 рублей (по 100 000 рублей за каждую КИК).
При оспаривании этого решения налогового органа налогоплательщик просил суд либо признать недействительным решение в отношении четырех вышеназванных КИК, либо снизить штраф в 4 раза (в отношении остальных 3 КИК он просил снизить размер штрафа в 2 раза).
Суд, разрешая спор частично в пользу налогоплательщика, не нашел оснований для применения смягчающих обстоятельств в отношении 3 КИК, выявленных налоговым органом самостоятельно. В отношении остальных 4 КИК суд снизил размер штрафа в 2 раза (до 50 000 рублей за каждую КИК).
Суд указал, что самостоятельное выявление косвенного участия, сообщение налоговому органу полных сведений об участии в иностранных организациях поощряется судом путем снижения размера ответственности в соответствующей части. При этом как освобождение от ответственности в части этих четырех организаций, так и существенное снижение ее размера суд счел недопустимым ввиду значительного периода просрочки и наличия у налогоплательщика оснований полагать, что при представлении неполных сведений факт неполноты будет выявлен налоговым органом в ходе проверки представленных сведений.
Суд также указал, что работа по выявлению косвенного участия проводилась налогоплательщиком в связи с выявлением указанным налоговым органом непредставления им данных в отношении иных организаций, в связи с чем в данной части полностью самостоятельного характера не имела.
(решение АС г. Москвы от 06.03.2019 по делу № А40-299264/18, ПАО "Моспромстрой")ПРИМЕЧАНИЕ На этот раз АСГМ демонстрирует более взвешенный и разумный подход (причем прямо употребив в судебном акте слово «поощряется») чем в аналогичной ситуации в деле №
А40-235623/2018 ООО «Инфраструктура ТК», о котором мы рассказывали совсем недавно в
TaxDigest № 107, где суд (в другом составе) не стал снижать размер штрафа. На данный момент известно, что рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщика по первому делу назначено на 15.04.2019.