Передача функций ЕИО управляющей компании сама по себе не влечет необоснованность расходов на выплату зарплаты исполнительному директору, который одновременно выполняет иную трудовую функцию в этой компании
По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о неправомерном включении в состав расходов выплат в пользу исполнительного директора - Ш. Этот директор одновременно являлся работником управляющей организации налогоплательщика, поэтому расходы на оплату его труда экономически необоснованны.
При наличии Управляющей компании, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа, необходимость наличия в штате налогоплательщика такой должности как исполнительный директор (учитывая к тому же дублирование их функций), экономически не оправдана, действия налогоплательщика направлены на искусственное увеличение расходов. Управляющая компания осуществляла полный контроль, в том числе оперативный, над деятельностью налогоплательщика. Кроме того, Ш. по сути получает зарплату дважды, один раз – как работник налогоплательщика, второй раз – в составе вознаграждения Управляющей компании.
Суд не согласился с позицией налогового органа, отметив, в частности, что, приводя довод о том, что Ш. одновременно является работником Управляющей компании, налоговый орган не учел, что в данной организации он выполняет другие трудовые функции (отличные от тех, что он выполняет, будучи исполнительным директором налогоплательщика), поскольку в Управляющей компании он является коммерческим директором, деятельность которого распространяется на все управляемые предприятия, полномочия единоличного исполнительного органа которых переданы управляющей организации. Более того, направления деятельности коммерческого директора отличны от тех, которые относятся к компетенции исполнительного директора налогоплательщика.
Должностные обязанности исполнительного директора ориентированы на функции руководителя, специализирующегося на сосредоточении деятельности на относительно узких, специальных направлениях – организация работы и взаимодействия структурных подразделений, обеспечение выполнения положений коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, норм и правил охраны труда, пожарной, экологической безопасности и др. Он не выступает от лица Управляющей компании, а действует под её руководством, подчиняясь непосредственно ее генеральному директору, а выполняемые им функции по оперативному управлению деятельностью налогоплательщика строго ограничены. Договором о передаче полномочий данные функции и задачи не предусмотрены, что исключает и делает необоснованным вывод налогового органа о дублировании функций.
Налоговый орган не вправе определять штатную структуру налогоплательщика и делать выводы о нецелесообразности или об отсутствии необходимости содержания в штате такой должности, как исполнительный директор. Доказательств ухудшения финансовых и производственных показателей налогоплательщика в связи с включением в штат единицы исполнительного директора суду не представлено.
(решение АС Белгородской области от 22.01.2019 по делу № А08-10507/2018, ЗАО "БВК Трейд") Отсутствие некоторых доказательств использования конкретными работниками налогоплательщика корпоративных сим-карт и своих сотовых телефонов в служебных целях не стало препятствием для признания расходов на связь экономически обоснованными
Между налогоплательщиком и оператором связи заключены договоры на оказание услуг сети сотовой радиотелефонной связи «Билайн», во исполнение которых налогоплательщику предоставлены сим-карты на 18 номеров. Согласно представленным приложениям к счетам на оплату услуг сотовой связи, помимо предоставленных номеров учтены 10 номеров телефонов, на которые отсутствуют дополнительные соглашения.
Ввиду непредставления доказательств использования работниками налогоплательщика 28 телефонных номеров в производственных целях, налоговым органом сделан вывод о неправомерном учете в составе расходов затрат на оплату услуг сотовой связи. Отсутствуют должностные инструкции работников, подтверждающие производственный характер использования услуг сотовой связи, документы о передаче сим-карт работникам, установлено отсутствие на балансе общества в проверяемый период сотовых телефонов, отсутствие договоров аренды личных сотовых телефонов работников, количество сим-карт превышает перечень работников, которым необходима сотовая связь. Поэтому заявленные расходы на сотовую связь экономически не обоснованы и не подтверждают производственный характер затрат.
Суды не согласились с позицией налогового органа. Отсутствие на балансе налогоплательщика сотовых телефонов не может свидетельствовать о необоснованности затрат на оплату услуг связи, поскольку предметом заключенных с оператором связи договоров является оказание услуг сотовой связи, а не предоставление телефонных аппаратов. Налогоплательщиком предоставлены работникам сим-карты для получения услуг сотовой связи, размещение же работниками сим-карт в личные телефоны не является противоправным поведением или нарушением закона. Поскольку налогоплательщик не арендовал телефонные аппараты своих сотрудников, договоры аренды не заключались, приказы на использование личных телефонов сотрудников не издавались.
Доводы налогового органа о невозможности определения работников, которым передавались сим-карты, не свидетельствует о неправомерном поведении налогоплательщика. Так, заказчиком услуг сотовой связи выступал непосредственно сам налогоплательщик, а не его работники, вследствие чего установление конкретных лиц, использовавших сим-карту, не является обязательным условием получения налоговой выгоды.
Превышение количества выданных сим-карт над количеством номеров, отраженным в договорах, также не является доказательством обоснованности выводов налогового органа. Данное обстоятельство может быть обусловлено заменой сим-карт (номеров телефонов) либо изменением технических параметров аппаратов телефонной связи, в которой устанавливаются сим-карты. При этом фактическое использование всех 28 сим-карт налоговым органом не исследовалось.
(постановление АС Поволжского округа от 22.01.2019 по делу № А65-1196/2018, ООО "СоюзХимТрейд")