При обращении в суд с заявлением о возврате переплаты по налогу по истечении 3 лет с даты ее образования из-за того, что ранее налогоплательщик не мог узнать о ее возникновении, такой возврат осуществляется в любом случае только за последние 3 года, предшествовавшие обращению за возвратом в налоговый орган В период с 2011 по 2014 гг. налогоплательщик уплачивал земельный налог по муниципальному земельному участку. Но 13.09.2016 из судебного акта по другому делу стало известно, что он не должен был его уплачивать (а должен уплатить неосновательное обогащение за пользование земельным участком без оформления арендных отношений).
По мнению налогоплательщика, в этот момент (13.09.2016) он узнал о наличии у него переплаты по земельному налогу за 2011-2014 гг. и исходя из того, что у него имеется 3 года на возврат переплаты, исчисляемых с 13.09.2016, подал в феврале 2018 г. уточненные декларации к уменьшению, а 19 марта этого же года – заявление о возврате переплаты. Налоговый орган отказал в возврате переплаты со ссылкой на истечение 3-летнего срока.
Тем не менее, суд первой инстанции возвратил налогоплательщику переплату, ссылаясь на известное определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О о том, что ст. 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил жалобу налогового органа. Суд указал, что поскольку с заявлением в налоговый орган о возврате налогоплательщик обратился 19.03.2018, то на основании указанного заявления налогоплательщику мог быть произведен возврат или зачет суммы переплаты по земельному налогу, возникшей из платежей за период с 19.03.2015 по 19.03.2018. А последний из спорных платежей налогоплательщик произвел 21.01.2015 (за 4 квартал 2014 года).
Поскольку статья 78 НК РФ определяет правила возврата излишне уплаченных сумм налога только по письменному заявлению налогоплательщика, подданному в течении трех лет с момента уплаты в качестве налога излишней суммы, следовательно, спорная переплата возникла в результате платежей, произведенных в период, находящийся за пределами трехлетнего срока, предшествующего дате подачи в налоговый орган заявления о возврате налога, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований отсутствуют.
Апелляционный суд также сослался на то, что аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда СЗО от 25.11.2016 по делу №
А56-93215/2015.
(постановление 13 ААС от 25.12.2018 по делу № А56-81436/2018, ОАО "АТП-39") Неподтверждение реальности финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика с субподрядчиком является основанием для применения ст. 54.1 НК РФ (по налогам, доначисленным по «новым» выездным проверкам)
В отношении налогоплательщика было вынесено решение от 12.09.2017 (то есть после вступления в силу Закона № 163-ФЗ) о назначении выездной проверки. По итогам проверки доначислены НДС и налог на прибыль, основанием для их доначисления стали выводы налогового органа об отсутствии реальных хозяйственных операций налогоплательщика (подрядчика) с субподрядчиком.
По мнению налогового органа, субподрядчик не располагает квалифицированным персоналом, необходимым для выполнения заявленных работ оборудованием, транспортными средствами, свидетельствами о допуске к определенным видам работ. Кроме того, налогоплательщик не согласовывал с заказчиками привлечение для выполнения работ этого субподрядчика.
Оценив всю совокупность доказательств по делу, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщиком не подтвержден факт выполнения строительно-монтажных работ на объектах заказчиков силами спорного субподрядчика. В силу отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов, технических и производственных мощностей он не мог выполнить эти работы. При этом сам налогоплательщик располагал и трудовыми ресурсами, и транспортными средствами, и необходимым оборудованием, что позволяло выполнить указанные работы без привлечения субподрядной организации.
Доказательств разумности экономических или иных причин привлечения данного субподрядчика для выполнения работ на объектах заказчиков налогоплательщиком не представлено. Более того, у налогоплательщика имелись иные контрагенты, привлечённые в качестве субподрядчиков, не имеющие признаков «проблемных».
В рассматриваемом случае не подтверждение реальности финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика с субподрядчиком свидетельствует об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, в связи с чем суд считает, что налоговый орган обоснованно применил положения ст. 54.1 НК РФ.
Суд также отметил, что положения ст. 54.1 НК РФ по своему содержанию являются новыми легальными требованиями к налогоплательщикам. Являясь законодательной новеллой, нормы ст. 54.1 НК РФ не могут быть нивелированы или же истолкованы на основании ранее сформированной арбитражной судебной практики, трактующей вопросы, связанные с получением необоснованной налоговой выгоды.
Нормы рассматриваемой статьи также не содержат установлений, вменяющих в обязанность налогового органа проведение реконструкции налоговых обязательств путём определения прав и обязанностей налогоплательщиков, допустивших искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственных операций, расчётным путём.
(решение АС Иркутской области от 24.01.2019 по делу № А19-28073/2018, ООО "Руслан-11") ПРИМЕЧАНИЕ: Дело хотя и имеет довольно типичную фабулу, но примечателено, во-первых, тем, что суд прямо указал в тексте решения, что оно касается применения ст. 54.1 НК РФ именно к т.н. «новой» выездной проверке (т.е. назначенной после вступления в силу известного Закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ). Ранее на применение этой нормы указывалось и в трех краснодарских взаимосвязанных делах (
А32-16300/2018,
А32-16237/2018,
А32-16243/2018), но без указания в тексте судебных актов даты назначения выездной проверки).
Во-вторых, суд не просто механически применяет, а пытается дать некоторое толкование этой норме, делая акцент, например, на ее новизне по отношению к старой практике по ННВ (в отличие от некоторых судов, считающих, что в данной норме, формально хотя и являющейся новеллой, по сути нет ничего нового, во всяком случае, что она не улучшает и не ухудшает положение налогоплательщиков - постановление АС Уральского округа от 15.01.2018 по делу №
А50-10371/2017). При этом суд избегает ссылки на Постановление Пленума ВАС РФ № 53, хотя при этом приводит ссылки на другие акты ВАС РФ.